№ 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Руководители грантов представляют результаты.

Модераторы: admin, svg

№ 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 06 апр 2012, 09:18

"Жестокие романсы Тверской области"
Руководитель проекта: Е.В. Петренко, кандидат филологических наук, E-mail: petr_1977@mail.ru;
Исполнитель: М.В. Строганов, доктор филологических наук, профессор.

Второй этап работы над проектом.
epetrenko
 

Re: № 11-14-69003 а/Ц Петренко Е.В.

Сообщение epetrenko » 11 апр 2012, 18:05

На втором этапе работы предполагается продолжить работу над рубрикацией жестоких романсов, составлением сводного указателя сюжетов этих песен, сопоставительным анализом вариантов и установлением их литературных источников. Весь собранный материал получит единую интерпретацию. Проанализированный тверской материал станет основой для изучения исторических корней жестокого романса. На втором этапе предполагаются создание общего свода жестких романсов региона и подготовка исследовательских статей по теме проекта, публикация текстов жестоких романсов.

По проблематике проекта прочитаны доклады:

Е. В. Петренко. "Судьба играет с человеком". Закономерное и случайное в жестоком романсе // Региональная научно-практическая конференция "Фольклорное поле-2011". Тверь. 17 февраля 2012 г.;

М. В. Строганов. Типология смерти и жестокий романс // Международная научная конференция "Мортальный код в знаковых системах культуры". Тверь. 24-26 февраля 2012 г.;

Е. В. Петренко. История в жестоких романсах // Всероссийская научная конференция с международным участием "Прошлое как сюжет". Тверь. 5-7 апреля 2012 г.

Публикации по теме проекта:

Петренко Е. В. "И радостно гибнет за правое дело". Исторические сюжеты тверских жестоких романсов // Литера: альманах. Вып. 6: Прошлое и настоящее. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2012. С. 117-124.

В статье рассматриваются три группы жестоких романсов из архива Центра тверского краеведения и этнографии ТвГУ, записанных на территории Тверской области и посвященных реальным или полулегендарным историческим событиям. Первая группа сюжетов связана с Иваном Сусаниным ("Зимой морозной шла шайка людей..."); вторая группа сюжетов касается восстания под предводительством Степана Разина ("Точно море в час прибоя..."); третья группа сюжетов посвящена подвигу партизанки Зои Космодемьянской.
История+в+ЖР.doc
Статья "«И радостно гибнет за правое дело». Исторические сюжеты тверских жестоких романсов"
(52 KiB) Скачиваний: 120



В печать сданы статьи:

1. Петренко Е. В. Жестокий романс и индивидуальное творчество // Живая старина.
2. Петренко Е. В. О жестоком романсе "Цилиндром на солнце сверкая..." // Сборник, посвященный 60-летию проф. М. В. Строганова. Тверь, 2012.
3. Петренко Е. В. Жестокие романсы в тверских записях // Новоторжский сборник. Труды ВИЭМ. Вып. 4. Торжок, 2012.
4. Петренко Е. В., Строганов М. В. О проекте издания свода жестоких романсов Тверской области // Вестник ТвГУ. Серия "Филология".
Последний раз редактировалось epetrenko 06 июл 2012, 09:14, всего редактировалось 1 раз.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 03 июл 2012, 07:12

Опубликованы статьи:

1 Петренко Е. В. Жестокий романс и индивидуальное творчество // Живая старина. 2012. № 2. С. 13-16.
Статья посвящена месту жестокого романса в творчестве самодеятельных поэтов и артистов.
Живая старина.doc
Жестокий романс и индивидуальное творчество
(82 KiB) Скачиваний: 96

2. Петренко Е. В. О песне "Цилиндром на солнце сверкая..." // Человек пишущий, человек читающий: К 60-летию профессора М. В. Строганова / Ред. Е. Г. Милюгина, Е. Н. Строганова. - Тверь: СФК-офис. 2012. С. 185-190.
Петренко.6. (1).doc
Статья "О песне «Цилиндром на солнце сверкая…»"
(51.5 KiB) Скачиваний: 105

3. Строганов М. В. Исторические корни и формы жестокого романса // Живая старина. 2012. № 2. С. 10-12.
Последний раз редактировалось epetrenko 25 авг 2012, 09:42, всего редактировалось 7 раз(а).
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 03 июл 2012, 18:20

Одной из главных целей проекта является составление свода жестоких романсов Тверской области, который бы показывал динамику их бытования на территории региона, распространенность вариантов песен, богатство сюжетов, многие из которых практически не встречаются в известных к настоящему времени сборниках жестоких романсов, в основном также имеющих региональных характер. На их фоне тверской материал выглядит и оригинальнее, и репрезентативнее, поскольку позволяет расширить наши представления о фольклоре Нового времени. Основные принципы подготовки Свода изложены в статье:
Е. В. Петренко, Строганов М. В. О ПРОЕКТЕ ИЗДАНИЯ СВОДА «ЖЕСТОКИЕ РОМАНСЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ» // Вестник Тверского государственного университета. Серия "Филология". Выпуск 1. № 4. 2012. С. 240-245.
ВестФеврПет-Строг.doc
Статья "О проекте издания свода "Жестокие романсы Тверской области""
(67.5 KiB) Скачиваний: 115
Последний раз редактировалось epetrenko 25 авг 2012, 09:57, всего редактировалось 1 раз.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 25 авг 2012, 09:07

Статья М.В. Строганова "Исторические корни и исторические формы жестокого романса" в журнале "Живая старина" (2012.№2. С. 10-12)
Вложения
живаяСтарина.doc
(73.5 KiB) Скачиваний: 115
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 25 авг 2012, 09:10

Статья М.В. Строганова "Типология смерти и жестокий романс" // Мортальный код в знаковых системах культуры. Материалы международной научной конференции. Тверь. 24-26 февраля 2012 г. (в печати).
Вложения
типологияСмерти.doc
(68 KiB) Скачиваний: 107
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 09 окт 2012, 11:50

Плакат-2012
Вложения
Плакат2012.xls
(272.5 KiB) Скачиваний: 109
Последний раз редактировалось epetrenko 12 окт 2012, 11:27, всего редактировалось 1 раз.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 09 окт 2012, 11:52

Список публикаций по проекту за 2011-2012 гг.

1. Песни, частушки и альбомные стихи из собрания Марии Сергеевны Цветковой / Вступительная статья и подготовка текста М. В. Строганова // Новоторжский сборник. Выпуск 4. Торжок: ВИЭМ, 2012. – в печати.
2. Петренко Е. В. Записи жестоких романсов в архиве Центра Тверского краеведения и этнографии // Тверское фольклорное поле–2010: доклады и публикации: памяти Ю.М. Соколова (1889–1941) / ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 94–99.
3. Петренко Е. В. Жестокие романсы в тверских записях // Новоторжский сборник: Выпуск. 4. Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2012. – в печати.
4. Петренко Е. В. Жестокий романс и индивидуальное творчество // Живая старина. 2012. № 2. С. 13–16.
5. Петренко Е. В. Жестокие романсы Тверской области // Труды региональных конкурсов научных проектов в сфере гуманитарных исследований Тверской области 2011 г. Вып. 3. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011. С. 124–129.
6. Петренко Е. В. «И радостно гибнет за правое дело». Исторические сюжеты тверских жестоких романсов // Литера: альманах. Вып. 6: Прошлое и настоящее. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2012. С. 117–124.
7. Петренко Е. В. О песне «Цилиндром на солнце сверкая... // Человек пишущий, человек читающий: К 60-летию профессора М. В. Строганова / Ред. Е. Г. Милюгина, Е. Н. Строганова. Тверь: СФК-офис. 2012. С. 185–190.
8. Петренко Е. В., Строганов М. В. О проекте издания свода «Жестокие романсы Тверской области» // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». Выпуск 1. № 4. 2012. С. 240–245.
9. Строганов М. В. Жанровая типология фольклорной песни индустриального общества // Тверское Фольклорное поле — 2010: Доклады и публикации / Памяти Ю. М. Соколова (1889—1941) / Ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 113—120.
10. Строганов М. В. Исторические корни и формы жестокого романса // Живая старина. 2012. № 2. С. 10–12.
11. Строганов М. В. Типология смерти и жестокий романс // Мортальный код в знаковых системах культуры. Материалы международной научной конференции. Тверь. 24-26 февраля 2012 г. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – в печати.
12. Петренко Е.В., Строганов М.В.. Жестокие романсы Тверской области: итоги изучения // Труды региональных конкурсов научных проектов в сфере гуманитарных исследований Тверской области 2012 г. Вып. 4. Тверь, 2012. - скоро будет сдана в печать.
13. Строганов М. В. Что общего между князем Г. А. Хованским и бабой Машей. К истории жестокого романса. - в печати.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 20 окт 2012, 20:00

Сдана в печать статья М. В. Строганова "Что общего между князем Г. А. Хованским и бабой Машей. К истории жестокого романса"
Вложения
жестокийРоманс2.doc
(80 KiB) Скачиваний: 95
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: № 11-14-69003 а/Ц Е.В. Петренко

Сообщение epetrenko » 21 окт 2012, 09:00

Е.В. Петренко, М. В. Строганов
ЖЕСТОКИЕ РОМАНСЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ

Перед современным исследователем жестоких романсов (далее ЖР) встает ряд проблем, связанных с генезисом, типологией и особенностями бытования этих песен. Последнее, впрочем, не является большой проблемой: ЖР распространены повсеместно. По сути, они заменили едва ли не все традиционные песенные жанры русского фольклора (кроме песен календарного и семейного обряда), поскольку вобрали в себя черты и социально-бытовых, и рекрутских, и солдатских, и многих других песен. К настоящему времени исследователи накопили достаточно богатый материал, который позволяет вплотную подойти к осмыслению генезиса и типологии ЖР, проблем, в настоящее время до конца не осмысленных научной общественностью.
Как обычно бывает, в современной фольклористике не существует единого мнения о ЖР как жанре русского фольклора. Исследователи отмечают, что своеобразие этих произведений заключается в гармоничном синтезе жанровых признаков баллады, лирической песни, романса, вместе с тем они обладают особой жанровой природой [15; с. 167]. Д. М. Балашов, не использовавший, впрочем, термин ЖР, писал о том, что он наследует традиции баллады и происходит из «новейшей полулитературной (в известной своей части мещанской) баллады, теснее всего смыкающейся с другим песенно-фольклорным явлением, также полулитературного происхождения — романсом» [1; c. 67–68]. В позднейших исследованиях тезис о литературном происхождении ЖР стал общепризнанным, но, кажется, не вполне развитым.
Некоторые авторы придают излишнее значение слову жестокий в составе термина и отказывают в принадлежности жанру тем песням, которые не имеют жестокого разрешения конфликта. Другие авторы делают акцент на слове романс в названии жанра и потому полагают, что поскольку данные песни имеют обычно сюжетное строение и лишены свойственных литературному романсу повторов, постольку они не могут быть отнесены к ЖР. Но оба эти ригористические толкования жанра в высшей степени странны, ибо не всякая трагедия является песнью козла и не всякий роман имеет романское происхождение.
ЖР – это жанр семейно-бытовой (реже социальной) песни в фольклоре индустриального общества. Ему свойственна тенденция к жестокости, ему свойственна ориентация на литературный романс с его мелодической композицией, но он включает в себя (как и любой другой жанр) большое периферийное поле, тексты которого лишь отчасти удовлетворяют обоим этим требованиям.
Цель проекта «Жестокие романсы Тверской области» состоит в том, что-бы предложить методологию описания жанра с учетом социально-экономических факторов, которые активно повлияли на возникновение жестоких романсов. В проекте участвуют: Е. В. Петренко (руководитель) и М. В. Строганов. В ходе работы нами было обработано более двух тысяч единиц хранения, которые находятся в фольклорном архиве научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии Тверского государственного университета и включающих в себя тексты обрядовой и необрядовой поэзии, сказочной и несказочной прозы, частушек и анекдотов, загадок, считалок, переделок и других жанров фольклора. Из них были выявлены тексты ЖР. Здесь стоит сказать, что ни один жанр фольклора, зафиксированный собирателями на территории Тверской области, до этого никогда не становился предметом такого пристального изучения.
Особенности материала определили характер исследования: мы предлагаем не конкретно-историческое истолкование происхождения ЖР, со-стоящее в выяснении реальных событий, которые легли в основу того или иного сюжета, а определение исторических корней ЖР, то есть тех социально-общественных причин, которые сформировали этот жанр. В этом состоит научная новизна и актуальность работы, поскольку такого толкования ЖР еще предложено не было.
В ряде публикаций [6; 11; 12] мы показали, что исторические корни ЖР связаны с процессами капитализации России и – как следствие – с раз-рушением традиционной крестьянской семьи, которая строилась на сугубо экономической основе и состояла из нескольких брачных пар разного возраста, одинаково участвующих в сельскохозяйственном «производстве». Традиционный характер имела любая русская семья допетровского времени, и то же разрушение традиционной семьи, которое мы видим в крестьянской среде, мы наблюдаем и в семьях других сословий России. Разрушение традиционной семьи началось еще в XVIII в., но в 1860—1930-е гг. процесс охватил всю Россию, и основной корпус ЖР появился именно в это время. Одновременно начинает создаваться и типология сюжетов, отражающих различные ситуации, связанные с распадом семьи. Первыми такими типами были сиротство и доля, ничем не мотивированные, предлагающие самый простой способ осмысления трагизма положения человека в мире.
Другой важный вопрос касается исторических форм ЖР. Наши наблюдения показывают, что ЖР возникает как переделка фольклорной песни, выполненная профессиональным поэтом, которая затем получает распространение в народной среде, при этом связь с первоисточником теряется. Наиболее показательным примером является переработка ямщицкой песни «Степь Моздокская», выполненная И. З. Суриковым (стихотворение «Степь») и ставшая впоследствии литературной основной известного романса [12; с. 10–11].
Однако жанр существует и в других формах, в частности, в форме стилизаций и подражаний народным песням (авторские стихотворения «на голос», авторские песни с зачином, совпадающим с фольклорной песней, стилизации и подражания, использующие сюжетообразующие частные мотивы песни). Кроме того, ЖР появлялись и в результате литературной пе-реработки традиционных баллад, выполненных безымянными авторами. Стоит также сказать, что для произведений изучаемого жанра, как и для любого другого произведения фольклора, категория автора не играет существенной роли. Более того, для определения поэтических форм ЖР по-иск автора кажется нам избыточным, даже если в основе романса лежит текст легко узнаваемого литературного происхождения. Это вообще лишено смысла в том случае, если литературная переделка не была зафиксирована в печати.
Таким образом, мы согласны с существующими определениями жанра: «особые лирические песни, а также песни эпические, балладные, полные драматических событий (измены и предательства, убийства, самоубийства и т. п.)» [6; с. 3]. Но к этому следует добавить, что ЖР – это прямой наследник фольклорной необрядовой песни (семейно-бытовой и малых социальных групп) и баллады, переработанных в письменной, печатной традиции.
Впрочем, существует еще одна распространенная форма бытования ЖР. Базируется она на индивидуальном литературном опыте наивных поэтов из народа, которые, наблюдая за жестокостью жизни (чаще всего преступлениями, совершаемыми в близкой им среде), сочиняют стихи, получающие распространение в пределах нескольких соседних деревень уже как песни. В рамках проекта был проанализирован репертуар К. И. Сорокиной 1912 г. р. (д. Нерльская Калязинского р-на), состоящий в том числе и из ЖР, сочиненных ее братом, а также творчество наивной поэтессы А. С. Богдановой 1931 г.р. (с. Татево Оленинского р-на), автора ЖР «нежестокой» тематики. Обе исполнительницы исполняют свои песни в традиционной камерной обстановке. Предметом специального рассмотрения помимо этого стали сценические принципы О. Н. Морошкиной 1926 г.р. (г. Калязин), использующей ЖР в качестве материала для публичных выступлений [5].
Нам уже приходилось писать [3], что первые зафиксированные записи ЖР на территории Тверской области сделаны М. Н. Рожновой в 1920–1924 гг. и систематизированы в ее дипломной работе, выполненной под руководством профессора Ю. М. Соколова. На протяжении последующих десятилетий (с некоторыми перерывами) деятельность по собиранию ЖР продолжалась, пик ее приходится на 1970—2000-е гг., после чего мы замечаем некоторое затухание жанра, связанное с новыми тенденциями в развитии общества.
На первом этапе выполнения проекта из всего объема фольклорного материала в архиве Центра тверского краеведения и этнографии мы выявили 1357 сюжетов ЖР, записанных в разных районах Тверской области в 1920-е и в 1970—2000-е гг. [6; с. 118].
На втором этапе работы объем материала значительно увеличился: к настоящему времени мы располагаем 2719 текстами. В связи с этим важной задачей проекта стало составление свода «Жестокие романсы Тверской области».
К настоящему времени не все жанры фольклора имеют научную классификацию, которая адекватна самому фольклорному материалу. Приведем лишь один пример. При изучении традиционных баллад исследователи классифицируют их то по историческому, то по семейно-бытовому, то по социально-бытовому принципам, что, конечно, не исчерпывает обширность и глубину имеющегося материала. Кроме того, к балладам часто причисляют скоморошины, а также лирические песни с развитым сюжетом. Для жанров, сформировавшихся позднее, в том числе для ЖР, проблема классификации стоит еще острее. Чаще всего, распределяя материал в составе сборника, фольклористы обращают внимание на сюжетно-тематические особенности песен, не учитывая особенности их происхождения.
В рамках проекта была впервые предложена рубрикация ЖР, основанная на социально-историческом принципе, поскольку, как мы выяснили, появление этих песен связано с распадом семьи. Как уже было сказано выше, первыми ситуациями, описывающими разрушение традиционного уклада отношений между людьми, было сиротство и связанная с ним, ничем не объяснимая, почти всегда трагическая доля, участь. Романсы о сиротстве появляются как наиболее очевидный результат изменений в семье после смерти родителя/родителей. Также следует указать, что ЖР довольно часто разрабатывает мотив социального сиротства, которое было вызвано уходом одного из родителей на заработки в город. К этому типу романсов относятся такие сюжеты, как: «Несчастный день мово рожденья. Не помню матери, отца», «Жила, жила мой друг Анета, во сиротстве жила свой век», «Как богатая была Анюта», «Спишь ты, спишь, моя родная», «Скоро будет полночь», «Развяжите мои крылья», «Уродилася я, как в поле былинка», «В саду при долине», «Спишь, ты спишь, моя родная», «Развяжите мои крылья», «Среди долины ровныя» и др.
Сиротство человека — это самое естественное и простое объяснение тра-гического положения человека в мире, не требующее никаких дополни-тельных мотивировок, поскольку трагедия героя романса и без того понятна. То же самое мы наблюдаем и в романсах другого типа – о доле, участи, к которым относятся сюжеты: «Летал орел на воле орел молодой», «По Дону гуляет, по Дону гуляет», «На берегу сидит девица», «По дороге зимней, скучной», «Вы не вейтеся, черные кудри», «Степь, да степь кругом», «Меж высоких хлебов затерялося» и др.
В романсах о сиротстве и доле социальная сторона жизни находит очень яркое выражение. Например, ямщик, замерзающий в степи, находится далеко от дома, то есть связь с семьей нарушена, но совершенно непонятно, почему именно этот ямщик замерзает, а его товарищ остается жив и должен выполнить наказ умирающего, — это обусловлено долей, судьбой [13].
В других типах романсов трагедия человека связана с разрушением устоев традиционной семьи: люди либо создают новую семью не по правилам традиционного общества, либо живут внутри семьи вопреки этим правилам. Но даже если новая семья создается по правилам традиционного общества и семейные запреты не нарушаются, то всё равно возникают предпосылки для трагедии и ЖР (неравный брак); всё это также напрямую связано с социальными противоречиями.
Итак, следующие два типа ЖР основаны на теме новой семьи. Первый тип — семья создана вопреки правилам традиционного общества (неразрешенная любовь). Сюда относятся романсы: «Сама садик я садила», «Канареечка прелестна», «Велят мне милого забыть», «Ах, зачем я проливаю», «Люди добрые, поверьте», «Не брани меня, родная» и др.
Второй тип — семья по правилам традиционного общества, но на основе социального неравенства (выдача замуж поневоле). Сюда относятся романсы: «На паперти народ толпился», «У церкви стояли кареты», «Она как статуя стояла», «Ах, зачем эта ночь так была хороша» и др.
В этих романсах едва ли не впервые возникает тема, которая станет цен-тральной для всех произведений жанра, — тема любви. Она напрямую связана, во-первых, с брачными отношениями, с созданием семьи, а во-вторых, привносит в содержание ЖР сопутствующие ей коллизии и конфликты. Содержание большинства из них пока касается только внутрисемейных отношений и конфликтов, позднее ЖР расширит эту проблематику. В традиционной семье нет места индивидуальному чувству. Это зафиксировано, например, в романсе «Она как статуя стояла», в котором молодую героиню выдают замуж за богатого старика, вероятнее всего, по воле родителей. Но поскольку традиционные связи нарушены, то ЖР начинает описывать невозможное ранее (в «старых» песнях) индивидуальное чувство. В связи с этой индивидуализацией сюжеты ЖР становятся разнооб-разнее, и на этой почве рождаются самые популярные тексты. Так появляется сюжет любовь без благословения родителей; разлука и насильственное разлучение влюбленных («Кари глазки, куда вы скрылись?», «Кругом, кругом осиротела», «Гитара плакала, а мы с тобой смеялись», «Скажи, скажи, когда вернешься», «Пришла весна, пришла весна», «У меня под окном распустилась сирень», «Кольцо душа-девицы»).
Любовь без благословения родителей естественным образом приводит к падению девушки, которое дает новый самостоятельный сюжет: «В низенькой светелке огонек горит», «В далекой глухой деревушке», «Шумел камыш, деревья гнулись», «Ехал моряк по реке». В редких случаях падение девушки совершается с попустительства родителей (чаще всего одного из них): «С ярмарки ехал ухарь-купец». А предельным проявлением любви без благословения родителей и неразрешенного чувства-страсти является инцест: «Тише, граждане, не мешайте мне».
Другая группа сюжетов — это любовное соперничество и связанные с ним месть за измену и — как следствие — самоубийство: «Ах, зачем эта ночь так была хороша?», «В саду зеленом я гуляла», «Напрасно, девица, страдаешь», «Наверно, ночь была такая», «Любила меня мать, обожала». Любовное соперничество может привести не к самоубийству, а к убийству соперника: «Меж крутых бережков», «Ой, товарищи, потише», «Ванька-ключник», «В селе Кушалине Капустин Миша жил», «Нам вчера прислали», «Звени, бубенчик мой, звени». Другое следствие любовного соперничества — это убийство за измену (изменщика или изменщицы): «В Гришкиной деревне», «Граждане, внимание», «Встану я поутру – головка болит», «По деревне с кнутом гнала Катя коров», «Ночью церковь старая пуста», «Волны плещут о берег скалистый», «В таверне много вина».
Все эти группы сюжетов связаны с созданием новой семьи. Гораздо позднее появляются романсы, основанные на разрушении семьи, где тот или иной член ее живет не по законам традиционного общества, вообще просто не по нормам человеческого общежития. Таковы романсы об убийстве внутри семьи, разумеется — об убийстве ребенка: «Как на кладбище Митрофаньевском», «В одном городе близ Саратова», «В одном городе живет парочка» и др. Поскольку активную роль в данных сюжетах играет мужчина, в связи с этими романсами рационально рассматривать и романсы о мужском насилии: «Сидел рыбак веселый», «Там в семье прокурора, в безымянной отраде», «По старой калужской дороге».
Помимо страданий, причиной которых становится любовь, сюжеты ЖР строятся и на конфликтах и, соответственно, страданиях, принесенных войной. Появление ЖР этого типа является результатом распада семьи вследствие ухода мужчины на военную службу, где он, как правило, погибает, например: Под ракитою зеленой», «Вдоль по линии Кавказа», «Черный ворон, черный ворон», «Рассказать ли вам, подружки», «Среди полночи ветер буйный» и др.
Другая разновидность этих романсов основана на рефлексии по поводу тех или иных политических событий. Семейная тема в них отсутствует, это, скорее, разновидности ЖР о доле и судьбе, поскольку в их основе лежит уни-кальная судьба человека, почему мы и называем их героидами, как в поэтике классицизма назывался жанр, посвященный изображению исторической личности: «Точно море в час прибоя», «Из-за острова на стрежень» и др.
Таким образом складывается классификация ЖР и формируется композиция свода «Жестокие романсы Тверской области»:
1. Сиротство;
2. Доля;
3. Распад семьи, убийство ребенка, мужское насилие;
4. Разлука и насильственное разлучение влюбленных;
5. Брак и невозможности брака;
6. Падение девушки;
7. Любовная измена, самоубийство, убийство соперника, убийство за из-мену;
8. Война;
9. Героиды.
Публикация текста романсов сопровождается вступительной статьей, краткий конспект которой был дан выше. В качестве справочного аппарата книги планируется приложить Примечания с точной паспортизацией текстов, с указанием авторства текста-источника и первой фольклорной фиксации. Кроме того, к изданию прилагаются два списка: исполнителей и географических названий. Первый список позволит составить репертуарные списки исполнителей и послужит основой для изучения отдельных личностей исполнителей. Второй список позволит сделать анализ регионального распространения ЖР. В этом мы видим перспективный план дальнейшего исследования.
Ясно, что публикация всех вариантов одного романса, как бы это ни было интересно и важно, невозможна и даже бессмысленна. Вместе с тем нельзя публиковать только хорошо сохранившиеся тексты, поскольку это нарушит реальную картину бытования песен. Мы склоняемся к тому, чтобы выбирать для публикации разные по степени сохранности тексты, что позволило бы продемонстрировать жизнь песни во времени. С этой целью, как нам кажется, имеет смысл публиковать романсы из сборника М. И. Рожновой и Ю. М. Соколова, записанные в первой половине XX в., а рядом – более поздние записи.
Вместе с тем совершенно очевидно, что по-настоящему полно представить бытование того или иного романса можно только в том случае когда весь репертуар вариантов представлен в одном месте. В связи с этим мы находим целесообразным один романс (максимум два) представить в сборнике во всех вариантах, которые имеются в нашем распоряжении. Представлять тексты вариантов в виде свода, как это принято при репрезентации истории текста литературного произведения, нецелесообразно. В результате такой репрезентации может сложиться впечатление, что один вариант главный, а другие второстепенные. Однако в фольклоре дело обстоит совершенно иначе, и все варианты являются равноправными.
Совершенно очевидно, что при подготовке текстов к публикации возникнут и иные проблемы, которые еще будут решаться в процессе ра-боты. Но уже и теперь ясно, что предполагаемое собрание позволит, во-первых, включить региональные материалы в общероссийский фольклорный контекст, а во-вторых, внесет существенный вклад в создание систематизированного свода фольклора Тверской области, до сих пор не составленного. Полученные результаты исследования могут быть использованы и уже успешно используются в общих университетских курсах по устному народному творчеству на филологическом факультете ТвГУ, курсах, посвященных генезису фольклорных жанров и современному состоянию фольклора в Тверской области и проблемам полевой фольклористики. Кроме того, данные полученные в результате реализации проекта, могут быть востребованы в музейной и экскурсионной деятельности, связанной с темой «Традиционная культура Тверского края», в школьных краеведческих и культурологических курсах.
Результаты исследования были апробированы в ряде публикаций по проблематике проекта, а также на научных конференциях:
Е. В. Петренко: «Судьба играет с человеком». Закономерное и случайное в жестоком романсе // Региональная научно-практическая конференция «Фольклорное поле–2011». Тверь. 17 февраля 2012 г.; История в жестоких романсах // Всероссийская научная конференция с международным участием «Прошлое как сюжет». Тверь. 5–7 апреля 2012 г.; М. В. Строганов: Типология смерти и жестокий романс // Международная научная конференция «Мортальный код в знаковых системах культуры». Тверь. 24–26 февраля 2012 г.; а также представлены на сайте http://tver-grant.ru, см.: viewtopic.php?t=19.
Работа над проектом получила положительные отзывы в прессе: Бойцов С. «Кружовина», запреты и домовая резьба // Тверская жизнь. http://tverlife.ru/news/55121.html; Бойцов С. О прошлом из настоящего // Тверская жизнь. http://tverlife.ru/news/56942.html; Бойцов С. Ритм времени // Тверская жизнь. http://tverlife.ru/news/57220.html.

Литература:
1. Балашов Д. М. История развития русской баллады. Петрозаводск, 1966. С. 67–68.
2. Песни, частушки и альбомные стихи из собрания Марии Сергеевны Цветковой / Вступительная статья и подготовка текста М. В. Строганова // Новоторжский сборник. Выпуск 4. Торжок: ВИЭМ, 2012. – в печати.
3. Петренко Е. В. Записи жестоких романсов в архиве Центра Тверского краеведения и этнографии // Тверское фольклорное поле–2010: доклады и публикации: памяти Ю.М. Соколова (1889–1941) / ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 94–99.
4. Петренко Е. В. Жестокие романсы в тверских записях // Новоторжский сборник: Выпуск. 4. Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, 2012. – в печати.
5. Петренко Е. В. Жестокий романс и индивидуальное творчество // Жи-вая старина. 2012. № 2. С. 13–16.
6. Петренко Е. В. Жестокие романсы Тверской области // Труды регио-нальных конкурсов научных проектов в сфере гуманитарных исследований Тверской области 2011 г. Вып. 3. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011. С. 124–129.
7. Петренко Е. В. «И радостно гибнет за правое дело». Исторические сюжеты тверских жестоких романсов // Литера: альманах. Вып. 6: Прошлое и настоящее. Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2012. С. 117–124.
8. Петренко Е. В. О песне «Цилиндром на солнце сверкая... // Человек пишущий, человек читающий: К 60-летию профессора М. В. Строганова / Ред. Е. Г. Милюгина, Е. Н. Строганова. Тверь: СФК-офис. 2012. С. 185–190.
9. Петренко Е. В., Строганов М. В. О проекте издания свода «Жестокие романсы Тверской области» // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». Выпуск 1. № 4. 2012. С. 240–245.
10. Русский жестокий романс / Сост. В. Г. Смолицкий, Н. В. Михайлова. М., 1994.
11. Строганов М. В. Жанровая типология фольклорной песни индустри-ального общества // Тверское Фольклорное поле — 2010: Доклады и публикации / Памяти Ю. М. Соколова (1889—1941) / Ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 113—120.
12. Строганов М. В. Исторические корни и формы жестокого романса // Живая старина. 2012. № 2. С. 10–12.
13. Строганов М. В. Типология смерти и жестокий романс // Мортальный код в знаковых системах культуры. Материалы международной научной конференции. Тверь. 24-26 февраля 2012 г. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – в печати.
14. Строганов М. В. Что общего между князем Г. А. Хованским и бабой Машей. К истории жестокого романса. – в печати.
15. Тростина М. А. Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика: Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. Саранск, 2003.
Вложения
жестокиеРомансыТверскойОбласти2012(1).doc
(87 KiB) Скачиваний: 105
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

След.

Вернуться в РГНФ-2012

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron