11-14-69002 а/Ц Милюгина Е.Г. 2011

Руководители грантов представляют результаты

Модераторы: admin, svg

Петров А.А. Фольклор путешественников...

Сообщение Elena Milyugina » 15 июн 2012, 21:01

Петров А. А. Фольклор путешественников и туристов (по материалам архива Центра тверского краеведения и этнографии ТвГУ) // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. тр. меж¬дунар. науч. конф. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. — Вып. 2 (8). — С. 185—189.

А. А. Петров
Тверь
ФОЛЬКЛОР ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ И ТУРИСТОВ
(по материалам архива Центра тверского краеведения и этнографии ТвГУ)*


Современная фольклористика занимается не только собиранием и исследованием архаических жанров, но и выявлением новых явлений народной культуры, например фольклора туристов (Абанькина Е. В., Шумов К. Э. Фольклор и обряды туристов // Современный городской фольклор / Ред. С. Ю. Неклюдов. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. С. 103—122).
В архиве Фольклорной лаборатории Центра тверского краеведения и этнографии (ЦТКиЭ) ТвГУ хранятся записи фольклорно-этнографических экспедиций филологического факультета с 1971 г. по 2000-е гг. Среди этих записей удалось обнаружить следующие тексты, относящиеся к туристам и путешественникам.
В 1990 г. студенткой Н. Ю. Кариковой была записана песня, о которой сообщается: «Из поездки по Кавказу родители привезли песню-самосочинилку. Ее поют туристы, каждый раз придумывая, присочиняя к ней что-то новое. Мои родители услышали ее в таком виде:

Когда настанет точный срок,
В поход идти пора,
Мы говорим тебе, дружок:
“Ни пуха, ни пера!”
И, чтоб на перевалах мы,
Не падали с обвалов мы —
Ни пуха, ни пуха, ни пуха, ни пера.
Нас горными дорогами
Ведут инструктора.
Мы заняты походами
С утра и до утра.
И чтобы не проспать рассвет,
У нас в подушках вовсе нет —
Ни пуха, ни пуха, ни пуха, ни пера.
Друзья мы неслучайные,
Сдружились не вчера.
Когда придет печальная,
Прощальная пора —
И вместо “до свидания”
Мы скажем на прощание:
“Ни пуха, ни пуха, ни пуха, ни пера!”»
(Зап. Н. Ю. Карикова от Т. Н. Кариковой, 41 год и Ю. Б. Карикова, 43 года, пос. Васильевский Мох Калининского р-на, 1990).

В 2001 г. А. О. Щелкановой была записана песня-переделка, которая поется на мотив песни группы Ляпис Трубецкой «Это любовь» («Когда зимой холодною в крещенские морозы…»):

Когда дождливым летним утром
Мы приехали в Неприл,
Мы ставили наш лагерь долго
И косили под туристов.
Когда начальство запретило
Песни петь и ночью — пиво,
Взялись готовить мы газету
И запарились с обедом.
Знай! О, Селигер!
Мы журналисты и нам здесь прикольно.
ТАМП, помни о нас
И посмотри, как мы довольны.
Когда за пять минут до матча
Узнали правила по вашей воли,
То стало ясно нам всем вместе,
Что мы не созданы для спорта,
Когда на волейбольном поле
Нам видится лишь ноль безбрежный,
То, помолившись всей командой,
Мы уповаем на «Остров надежды».
Знай! О, Селигер!
Мы журналисты и нам здесь прикольно.
ТАМП, помни о нас
И посмотри, как мы довольны.
Когда поем мы ночью песни,
Нам «Дриада» помогает,
«Лесовичкам» мы спать мешаем,
И отрядам двум влетает.
Когда роднимся мы с природой,
На Хачин вплавь иль в пустынь едем.
Гордимся помощью экологам,
В лесу и озере работаем вместе.
Знай! О, Селигер!
Мы журналисты и нам здесь прикольно.
ТАМП, помни о нас
И посмотри, как мы довольны.
Сегодня мы туристы,
Туристы в полном смысле.
Газета «Послезавтра» — золотая молодежь.
Мы пробыли пять дней уже
На воздухе на чистом,
И в следующем году нам будет невтерпеж,
И в следующем году нам будет невтерпеж
(Зап. А. О. Щелканова от А. Н. Виноградовой, 17 лет, специальность геоэкология, в свободное время работает в клубе молодежной газеты «Послезавтра». Исполнительница проживает в г. Твери, 2001).

В примечании к тексту собиратель дает комментарий: «Тверская Ассоциация молодых путешественников (ТАМП) проводит ежегодный добровольческий экологический лагерь. В нем принимают участие активные члены ТАМП. Газета “Послезавтра” — один из клубов ТАМП. Неприл — деревня, возле которой расположен лагерь. Журналисты впервые были в походе. “Остров Надежды”, “Дриада”, “Лесовичок” — клубы ТАМП. На о.<строве> Хачин участники лагеря убираю мусор, оставленный туристами. Пустынь — Нилово-Столобенский монастырь, который ребята помогают реставрировать».
Фольклор туристов тесно связан с фольклором путешественников: и те и другие на некоторое время покидают дом, с чем связан ряд обрядов — отправления в путь и возвращения (Арнольд ван Геннеп Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 38—42).
Например, в архиве ЦТКиЭ есть заговор «на удачный путь и благополучное возвращение»: «Ой, как сокол из гнезда вылетает — путь далекий его ожидает: полетит он над водами текучими, полетит он над лесами дремучими, полетит над острыми кручами. Пусть в пути его мой оберег защищает, чтоб горькой воды не напиться, чтоб в лесу чужом не заблудиться, чтоб об острые кручи не разбиться. Пусть поможет ему солнце красное, чтоб была путь-дорога ясною, пусть поможет ему луна нежная и как мать к нему будет бережная, пусть помогут ему ветры буйные, пусть не буйствуют, лишь посвистывают, чтоб крылья его были быстрыми, чтоб далекий путь укорачивали и к родному дому поворачивали. Чтоб не стояло гнездо опустелое, чтоб не маялась семья осиротелая». При этом «вслед уезжающему нужно плеснуть воды, вручить талисман-оберег и периодически, а лучше всего каждый вечер, произносить заговор, пока путешественник или путешественница не вернется домой» (Зап. Н. Солодова от А. П. Тимофеевой, б/д.).
При гадании одна из получаемых фигур указывает на путешествие: «Для этого гадания нужно взять стакан теплой воды и распустить в нем яйцо, а точнее — яичный белок. При этом получаются различные фигуры, по ним и ведут гадания. Если фигура похожа на церковь или дом вообще, то это предвещает: девушке — скорую свадьбу, пожилой — смерть, болезнь. Если фигура похожа на корабль или лодку, то это предвещает: замужней женщине — скорое прибытие мужа, девушке — свадьбу вне родины, молодому мужчине — далекое путешествие и т. д.» (также гадают с растопленным воском) (Зап. А. И. Жирнова от Г. А. Арсеньевой, 54 года, г. Тверь, 2000).
Таким образом, существует не только фольклор туристов, на который оказывает влияние досуговая деятельность организаторов, но и фольклор путешественников. В архиве среди записей фольклорных песен туристов есть не только тексты, привезенные отдыхающими из других регионов, но и тексты, создаваемые на территории Тверской земли. Видимо, существуют и другие песни, а также обряды, приметы, распространенные на Селигере и связанные с ним, так как этот локус активно используется в туристическом бизнесе (См., например: Селигер: путеводитель / Ред. Т. Лягушкина, Тверь: Триада, 2000). Это должно не только порождать досуговую деятельность, результатом которой является создание различных обрядов, легенд, песен, сочиняемых организаторами, но и способствовать активизации народного творчества (от создания песен-переделок до устных рассказов о пребывании в этих местах известных личностей (Ахметова М. В., Лурье М. Л. Сюжет о проезде Хрущева через Бологое в устных рассказах: тексты и контексты // Вестник ТвГУ. Филология. Вып. 2, 2010. С. 83—98)).
Развитие туризма на территории Тверской земли приводит к созданию новой мифологии. Так, во время экскурсии в Кимры, кроме посещения краеведческого музея, запланирован праздничный пир у Гадюки Васильевны, по дороге на который «гостей встретит Нечисть с сюрпризом» (Золотой путь России. Тверской дозор: экскурсионные программы, <2009>. С. 16. Ср., например, ситуацию в Переславле-Залесском, где строится царский дворец Берендея, а в Доме Берендея, после автобусной экскурсии по городу, туристам предлагается «праздничная программа <…> „Светлая Пасха“« (Седакова И. А. Традиционная и массовая культура в Интернете: цитаты, квазицитаты и аллюзии // Интернет и фольклор. Сборник статей. М.: Государственный республиканский Центр русского фольклора, 2009. С. 281—282).
__________________________
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Тверской области в рамках научно-исследовательского проекта «Тверской край в записках путешественников XVI—XX веков», проект № 11-14-69002а/Ц.
Последний раз редактировалось Elena Milyugina 15 июн 2012, 21:08, всего редактировалось 1 раз.
Elena Milyugina
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 13:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: -33
Добавить пункт репутации Elena MilyuginaВычесть пункт репутации Elena Milyugina

Строганов М.В. Экскурсия в системе...

Сообщение Elena Milyugina » 15 июн 2012, 21:01

Строганов М. В. Экскурсия в системе краеведческих исследований и преподавания литературного краеведения // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. тр. междунар. науч. конф. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. — Вып. 2 (8). — С. 181—185.

М. В. Строганов
Тверь
ЭКСКУРСИЯ В СИСТЕМЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРЕПОДАВАНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ*

Вообще экскурсия как средство изучения и преподавания осмыслена и используется очень давно, еще с конца XIX в. [См., в частности: Costlow Jane. Dmitrii Kaigorodov and the Ethics of Attentiveness: Knowledge, Love and Care for Rodnaja Priroda // Understanding Russian Nature: Representations, Values and Concepts / Eds. Arja Rosenholm, Sari Autio-Sarasmo. Aleksanteri Papers. 4. Saarijärvi: Gummerus Printing, 2005]. На Тверской земле к экскурсии как к методическому и педагогическому средству активно прибегали в дореволюционный период создатель народных воскресных школ С. А. Рачинский [С. А. Рачинский разрабатывал своеобразную форму экскурсии — паломничество и предпринял два пеших путешествия за 100 верст с детьми своей Татевской школы в Нилово-Столобенскую пустынь; см.: Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь // Рачинский С. А. Сельская школа: Сборник статей / Составление, вступит. статья, комментарии Л. Ю. Стрелковой. М.: Педагогика, 1991. С. 86—100] и начальница земской школы им. П. П. Максимовича Е. П. Свешникова [См. об этом: Свешникова Е. П. Поездки в Москву // Свешникова Е. П. О детях и взрослых: Статьи. Рассказы. Библиография / Ред. Е. Н. Строганова. Тверь: Лилия Принт, 2007. С. 84—94], педагоги этой школы (на всех этапах своей деятельности) [Павлов А. П. Геологический очерк окрестностей Москвы: Пособие для экскурсий. 2-е изд., доп. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. Среди природы: руководство для экскурсий и практических занятий по естествознанию; он же. Геологический очерк окрестностей Москвы: Пособие для экскурсий и для краеведов / Ред. О. К. Ланге. 5-е изд. М.: Изд. Московского общества испытателей природы, 1946. Естественно-историческое изучение Москвы и Московской области; Массовые школьные экскурсии: Ленинград — Волховстрой — Урал — Волга — Крым — Кавказ / Ред. А. Закс. М.: Работник просвещения, 1926], а в советское время известный словесник-методист В. А. Никольский, особенно в период своей работы преподавателем предметов природоведческого цикла [Никольский В. А. Год работы географического кружка // География в школе. 1936. № 6. С. 101—104; Никольский В. А. Экскурсия на Неготинскую морену // Экскурсии в природу. Калинин: Калининское обл. кн. изд-во, 1938. С. 5—20. См. об этом в его воспоминаниях: Никольский В. А. В нашей буче… Воспоминания / Вступит. заметка и подгот. текста Е. Н. Строгановой. Примечания Е. Н. Строгановой и И. В. Мироновой // Лица филологов. Из истории кафедры литературы Тверского государственного университета. 1919—1986 / Ред. М. В. Строганов. 2-е изд, испр. и доп. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. С. 262—263]. В этой связи не случайно, что Е. П. Свешникова неоднократно рецензировала книги о самых разных путешествиях [Свешникова Е. П. [Рец.:] Последнее путешествие Ливингстона по Африке: Пер. с англ. СПб.: Изд. А. Якоби, 1876 // Женское образование. СПб., 1877. С. 420—421; она же. [Рец.:] Путешествие доктора Э. К. Кэна в северные полярные страны. М., 1880 // Женское образование. 1880. № 4/5. С. 274—276; она же. [Рец.:] Сервадак Г. Путешествие и приключения в солнечном мире Жюля Верна / Пер. С. Самойлович. СПб.: Изд. книгопр. Ф. Н. Плотникова, 1880 // Женское образование. 1880. № 10. С. 669—670; она же. [Рец.:] Смальс С. Путешествие мальчика вокруг света: Жизнь в Виктории и переезд по железной дороге через Северную Америку / Пер. с англ. Н. С. Кутейникова. 2-е изд., испр. СПб.: Изд. книжн. магазина «Нового времени», 1880 // Женское образование. 1881. № 1. С. 64—67].
В вузовском преподавании литературного краеведения экскурсия используется как метод обучения, но не часто, потому что и само литературное краеведение только недавно завоевало себе достойное место под солнцем. В школьном же изучении литературное краеведение находится до сих пор в безответственном со стороны руководящих органов небрежении, поэтому и экскурсии почти не проводятся, а если и проводятся, то не регулярно и не систематически [Строганов М. В. Литературное краеведение: Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов. Допущено департаментом образования Тверской области в качестве учебно-методического пособия для учителей средних общеобразовательных школ. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009; Русские писатели и Тверской край: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. Допущено департаментом образования Тверской области в качестве учебно-методического пособия для учителей средних общеобразовательных школ / Ред. М. В. Строганов, И. А. Трифаженкова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. В качестве учебного пособия для студентов эти издания используются, но их малый тираж не дает возможности удовлетворить потребности тверской школы в целом].
Между тем совершенно очевидны две истины, напрямую связанные с литературными паломничествами. Во-первых, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А во-вторых, если ты хочешь понять писателя, то тебе следует побывать на его родине. Я бы всегда добавлял к этим словам Гете: на литературной родине, ибо и для понимания его самого важно побывать не столько в том месте, где он родился (Франкфурт-на-Майне), сколько в том месте, где состоялся его наивысший подъем как писателя (Веймар).
Типы и типология литературно-краеведческих экскурсий совершенно не разработаны, и я в своей статье вовсе не собираюсь выстраивать всю эту типологию, просто я намерен указать на некоторые актуальные в той ли иной ситуации формы работы.
Обычно тематизация экскурсии осуществляется за счет прикрепления тех или иных объектов к определенной личности, главному герою экскурсии. Такова, например, экскурсия «Петербург Достоевского», «Удомельские усадьбы эпохи Чехова и Левитана» и тому подобные. По сути такие экскурсии являются аналогом посещения экспозиции литературного музея, но экспоненты в данном случае имеют не интерьерный, а экстерьерный характер, хотя экскурсовод может использовать и «интерьерную» наглядность: репродукции, фотокопии, какие-то детали быта (костюм, утварь). Такая тематическая экскурсия опирается на уже отстоявшийся материал, даже — на уже написанные типовые тексты экскурсий. Но именно это и делает ее привычной, стандартной и потому широко распространенной. Те типы экскурсий, о которых я хотел бы рассказать, имеют резко индивидуальный характер.
Первый тип литературной экскурсии, о котором следует сказать, — это экскурсия по плану литературного произведения, экскурсия с книгой в руках. Такие экскурсии бывают возможны, когда мы имеем целые описательные произведения либо когда на основе какого-то текста мы выстраиваем текст экскурсии. Первый случай нам дают описательные поэмы А. М. Бакунина «Осуга» и «Торжок», с которыми на самом деле можно ходить по усадьбе Прямухино и по городу Торжку как с путеводителями и выявлять на натуре те объекты, которые описаны в литературных текстах [Применительно к Прямухину и «Осуге» я попытался уже сделать это: Строганов М. В. Усадьба Бакуниных Прямухино: стихотворная экскурсия // Хмелитский сборник. Вып. 3: Русская усадьба на пороге XXI века. Смоленск: Б. и., 2001. С. 40—51]. Недостатком этого типа экскурсий является то, что невозможно вести большими группами в сопровождении экскурсовода. Группа должна быть не более пяти человек, и экскурсовод должен иметь возможность знакомить каждого участника экскурсии с литературным текстом. Малая доступность литературного текста и отсутствие специальных указателей на местности не дают возможности проводить эту экскурсию самостоятельно, без помощи экскурсовода, причем не только в Прямухине, в парке которого легко потерять ориентиры, но и в Торжке, поскольку мемориальных указателей у нас мало, а целесообразность их умножения не всегда очевидна. Между тем такой тип экскурсии представляется мне одним из самых ярких и впечатляющих.
Другая разновидность такой экскурсии осуществляется в том случае, если на основе какого-то текста мы выстраиваем текст своего путешествия. Так можно поступить, например, с дневником пребывания А. Н. Островского в Твери. Как мне кажется, нет необходимости воспроизводить все маршруты, которыми ходил Островский 18 апреля — 2 мая 1856 г.: не обо всех своих прогулках он пишет, а среди них были и повторные. Здесь нужна суммарная (и, по современных нормам, возможно, даже автобусная) экскурсия, которая захватила бы и устье Соминки (знакомство с типами тверских речных лодок соминкой и глинковкой), и Успенский Отрочь монастырь, и административные учреждения, в которых он познакомился с губернатором А. П. Бакуниным, с чиновником Тверской палаты государственных имуществ В. А. Преображенским, с председателем тверского губернского статистического комитета Н. Н. Колышкиным, с А. М. Унковским, с тверским помещиком Д. Г. Ржевским, с поэтом Н. Ф. Щербиной, с купцом А. С. Лавровым, который показал бумагопрядильную фабрику Н. И. Каулина и И. В. Залогина в Рождественской слободе за Тьмакой, невдалеке от Христорождественского девичьего монастыря. Сложности такой экскурсии состоят в том, что мы еще мало разработали все детали и подробности видеоряда. Мы еще не установили, как выглядели глинковки, мы не уверенно знаем, где находились палата государственных имуществ, губернский статистический комитет и другие здания. Кроме того, ряд объектов: и устье Соминки, и фабрика Каулина — находятся в настоящее время в довольно плачевном состоянии, а иногда и просто загрязненном, непривлекательном для экскурсирования. И тем не менее такая экскурсия дала бы очень много и для самого экскурсовода, и для экскурсантов, поскольку представила бы хорошо известное место в совершенно новом для них виде.
Как можно понять, любая экскурсия является путешествием в воображаемом пространстве. Мы, разумеется, видим современное состояние усадеб Н. А. Львова, но мы должны прозреть за их современным состоянием тот вид, какой намерен был придать им сам создатель. Для этого мы туда и едем. Но собственно виртуальное начала в экскурсионной работе мы практически пока еще не используем. Между тем соединение виртуальной экскурсии с реальной уже широко используется в мировой практике. Так, например, в Парме при посещении капеллы с фресками Джотто небольшая группа экскурсантов до десяти человек должна предварительно просмотреть видеофильм о фресках в особом помещении, поскольку в самой капелле в это время восстанавливается климатический режим, необходимый для нормального существования фресок. Собственно, этот видеофильм замещает собой текст экскурсовода, потому что в капелле экскурсантов сопровождает только смотритель, который не дает пояснений. В нашей стране такие формы работы начинаются, но непременно внутри помещений и, в основном, в художественных музеях. Между тем такие виртуальные экскурсии могли бы отлично дополнять реальные, поскольку не все объекты могут быть восстановлены, а некоторые с современной точки зрения и не стоило бы восстанавливать. Например, в английской части парка Бернова при Вульфах в начале XIX в. находился зверинец, примерные параметры которого восстанавливаются по остаткам ям, выкопанных в качестве берлог и нор для зверей у корней деревьев. С современной точки зрения восстанавливать эту затею невозможно: держать диких зверей на привязи в чуждой для них среде запрещает нам наше экологическое сознание. Но ограничиться показом места и рассказом о нем, как показывает экскурсионный опыт, недостаточно: экскурсанты обычно забывают этот эпизод. И это вполне естественно, поскольку мы запоминаем из любой экскурсии в первую очередь видеоряд. В этой ситуации нам в высшей степени оказывается полезна виртуальная экскурсия. В музее, перед посещением парка, экскурсанты могли бы увидеть ряд парковых затей, которые в настоящее время уже не существуют: зверинец, зеленый театр, деревья с надписью стихов и вензелями, горку Парнас со старой сосной, загубленные и еще сохранившиеся хозяйственные пруды, даже домысленные флигели и весь двор на подъезде к усадьбе. Это, несомненно, усилило бы впечатление от рассказа экскурсовода во много раз, поскольку сделало бы то, о чем рассказывает экскурсовод, реально зримым. То, что специалист восстанавливает своим воображением в результате долго изучения и переживания, то экскурсант, который разово посетил это место, сможет с гораздой большей степенью полноты ощутить, если реальная экскурсия будет дополнена виртуальной.
Вот то немногое, что я хотел бы предложить в качестве интенсификации экскурсионной работы.
____________________________
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Тверской области в рамках научно-исследовательского проекта «Тверской край в записках путешественников XVI—XX веков», проект № 11-14-69002а/Ц.
Elena Milyugina
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 13:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: -33
Добавить пункт репутации Elena MilyuginaВычесть пункт репутации Elena Milyugina

Статья о продолжении проекта в «Тверской жизни»

Сообщение Elena Milyugina » 30 авг 2012, 12:30

Петренко Евгений. Любопытство иностранки:
[о проекте «Тверской край в записках путешественников»
и международной научной конференции
«Родная земля глазами стороннего наблюдателя.
Заметки путешественников о Тверском крае»] //
Тверская жизнь. 2012. 29 августа.

URL: http://www.tverlife.ru/news/61508.html
Elena Milyugina
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 13:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: -33
Добавить пункт репутации Elena MilyuginaВычесть пункт репутации Elena Milyugina

Пред.

Вернуться в РГНФ-2011

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron