11-14-69001 а/Ц Васильева С.А.

Руководители грантов представляют результаты

Модераторы: admin, svg

11-14-69001 а/Ц Васильева С.А.

Сообщение Васильева Светлана » 02 апр 2012, 15:04

Религиозные тексты Ф.Н. Глинки.
Руководитель - доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ТвГУ С.А. Васильева
Исполнитель - кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ТвГУ О.С. Карандашова
Федор Николаевич Глинка (1786—1880), декабрист, участник войны 1812 г., долгие годы был связан с Тверью и Тверской губернией, где вел активную общественную деятельность (был гласным Тверской думы, создал ремесленное училище, руководил археологической частью создаваемого Тверского краеведческого музея и пр.), занимался литературным творчеством.
В Государственном архиве Тверской области сохранился самый большой рукописный фонд литературных произведений и бытовых документов Глинки, многие из которых уже опубликованы. Однако среди черновиков Глинки есть большой пласт текстов, до сих пор неизвестных исследователям — это тексты религиозного и мистического содержания: стихотворения на библейские темы, молитвы, псалмы и др. Обширные материалы Тверского архива позволяют глубже понять мировоззрение писателя, уточнить его взгляды и духовную эволюцию, роль христианства и — шире — религиозных и мистических воззрений, отразившихся в его художественных произведениях. Анализ религиозно-мистических взглядов Глинки расширяют наши представления о духовной жизни русского общества XIX в., протекавшей под знаком православия.
Библейские образы, сюжеты, мотивы занимают в творчестве Глинки значительное место. Это можно сказать и о духовных стихотворениях, и о прозе религиозного характера. Например, он много размышлял об одном из центральных догматов, о святой Троице. Многие записи Глинки являются попытками приблизиться к пониманию Бога, в частности через разгадывание его имен.
Один из наиболее интересных выявленных документов – рукопись «Религиозная проза» (ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1012). Рукопись была, очевидно, разбита на части, так как в тетрадь оказались подшиты не все документы, названы на первой странице в оглавлении. Рукопись можно датировать 1855 г. (не ранее). Из рукописи «Религиозная проза» подготовлены к публикации:
1) «Молитва к Господи Вседержителю» с обширными примечаниями Ф.Н. Глинки, которые содержат не только руководство для молящегося, но и размышления писателя о сущности и назначении молитвы, попытки объяснить Святую Троицу, нравственные руководства для верующего человека (ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1012. Л. 4-7об.); 2) «Кто любит Христа» (Там же. Л. 8-11); 3) «Судьба человека» (Там же. Л. 12-13 об.); 4) <»Христа распяли»> (Там же. Л. 14-17 об.).
В раздел «Религиозная проза» также включены: 5) молитвы на разные случаи (ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1036, 1037). Глинкой создан целый ряд молитв, в примечаниях к которым преобладают объясняющие, проповеднические интонации. Молитвы Глинки значительно отличались от произведений этого жанра его современников. Как правило, писатели и поэты создавали молитвы, которые носили «светский» характер. Молитвы Глинки по стилю близки к каноническим, это молитвы глубоко верующего человека, который просит наставить его на истинный путь, очиститься от грехов, чтобы быть ближе к Богу. В них в полной мере реализуется коммуникативная функция канонической молитвы — обращение к богу с целью восхваления, с какой-либо просьбой или с благодарностью. Это характерно даже для тех молитв Глинки, которые он облекает в стихотворную форму.
6) «Слова Месмера» (Ед. хр. 1049. Л. 1-1об., окончание на Л. 10)
7) «Свет для всех» (Там же. Л. 11-11об.)
Произведения «Кто любит Христа?», «Христа распяли», «Судьба человека», «Свет для всех», «Слова Месмера» могут быть по жанру отнесены к религиозно-философским эссе. Это размышления верующего человека о христианстве, смысле жизни, попытки обозначить для верующего человека основные нравственные ориентиры, предостеречь от ошибок.
Веря в существования загробной жизни, Глинка многие бытовые явления наполнял мистическим содержанием, вкладывал в них пророческий смысл. Сны он рассматривал как один из способов познания жизни, ее внутренних законов. Отношение к снам, видениям (которые являлись у Глинки пограничным состоянием между сном и бодрствованием) как к пророчествам нашло отражение и в его художественных произведениях. Многие записи Глинка обозначает как «видения», «сны и видения», «из записок видящего».
Один из документов, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, назван Глинкой «Слова и видения. Из записок видящего». Произведение обладает целым рядом циклообразующих признаков. Например, цельным блоком даются изображения Ангелов, каждое из них построено по одной структуре: изображение знамени, описание одежды, место обитания, архангелы и т.д. Собраны вместе видения о «Дитя». В ряде видений встречается отсылка к последующим или предшествующим текстам. Первые «видения» пронумерованы и посвящены одной теме: противостоянию Востока и Запада, которые соотносятся с Россией и Европой. Последовательно изображаются столкновение темных и светлых сил (ополчение «белоризных» и ополчение черных существ), победа «белых», благоденствие России, которой покровительствуют чудотворцы Петр, Иона и Алексий во главе с Николаем Чудотворцем, наконец — картины прекрасного будущего России.
В этих записках мир предстает гармоничным творением Бога. Не оспаривая Священного писания, Глинка предлагает свою версию сотворения Земли и других миров, возникновения жизни на других планетах, гибели цивилизаций. Это, например, видение о сотворении Богом новой вселенной. В другом видении описывается жизнь на Солнце, «мир великанов», планета, приговоренная к уничтожению. В этом отношении Глинка был, безусловно, новатором. К проблемам рождения и гибели планет-цивилизаций, существования других миров во вселенной и литература, и философия обратились в XX в.
В «Словах и видениях» Глинка часто использует масонскую строительную символику. На титульном листе «Слов и видений» нарисована шестиконечная звезда (гексаграмма), в текстах встречаются циркуль, треугольник, используется цветовая масонская символика.
Безусловно, многие образы, созданные Глинкой в «Словах и видениях», целый ряд тем и мотивов, им затронутых, так или иначе соотносятся с другими его произведениями.
По результатам работы над научно-исследовательским проектом издан сборник:
Глинка Ф.Н. Религиозная проза. Сны и видения / Составление, подготовка текста, вступительная статья, примечания С.А. Васильевой. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011. — 224 с.
Последний раз редактировалось Васильева Светлана 08 апр 2012, 21:45, всего редактировалось 1 раз.
Васильева Светлана
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 14:32
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 2
Добавить пункт репутации Васильева СветланаВычесть пункт репутации Васильева Светлана

Re: 11-14-69001 а/Ц Васильева С.А.

Сообщение Васильева Светлана » 02 апр 2012, 15:05

Поясняющее сообщение
Васильева Светлана
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 14:32
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 2
Добавить пункт репутации Васильева СветланаВычесть пункт репутации Васильева Светлана


Вернуться в РГНФ-2011

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron