11-14-69003 Петренко Е.В.

Руководители грантов представляют результаты

Модераторы: admin, svg

11-14-69003 Петренко Е.В.

Сообщение epetrenko » 11 апр 2012, 18:19

Жестокие романсы Тверской области

Руководитель: Е. В. Петренко, кандидат филологических наук.
Исполнитель: М. В. Строганов, доктор филологических наук, профессор, директор Центра тверского краеведения и этнографии ТвГУ.


В настоящее время жестокий романс – один из самых распространенных жанров фольклора, постоянно фиксируемый собирателями. На разных этапах своего бытования он испытывал различные влияния, которые нашли отражение в тематике и проблематике песен. Поэтому необходимо классифицировать жестокие романсы с учетом этих влияний. Уяснение их к тому же позволит продемонстрировать на примере тверского материала закономерности развития жестоких романсов и по-новому посмотреть на происхождение жестоких романсов.
В системе исследований XX в. жесткий романс долгое время занимал маргинальное положение. Разработка методологии описания этого жанра может способствовать существенному прояснению не только общефольклорных процессов XX–XXI в., но и – в значительной мере – уточнению имеющихся представлений о месте жестокого романса в системе жанров русского фольклора и его исторических корнях.
На примере фольклорных записей, сделанных в Тверской области в 1970–2000 гг., участники проекта анализируют, с одной стороны, как развивался жестокий романс с течением времени, а с другой, изучают трансформацию жанра, на который активно влияют и традиционные фольклорные жанры, и индивидуальное творчество, и социально-экономические факторы. В рамках проекта жестокий романс впервые рассматривается с точки зрения влияния на него различных социальных процессов. Жестокий романс сформировался как жанр в то время, когда с началом капитализации в России начался процесс разложения традиционной крестьянской семьи, которая была оплотом народной жизни все предыдущее время. Под традиционной крестьянской семьей мы понимаем семью, которая строилась на сугубо экономической основе и состояла из нескольких брачных пар разного возраста, одинаково участвующих в сельскохозяйственном «производстве». Разложение крестьянской семьи началось еще в XVIII в., а в 1860—1930-е гг. охватило всю Россию, и основной корпус жестоких романсов появился именно в это время. В качестве самого очевидного фактора разрушения традиционной семьи выступает не мотивированное ничем сиротство. Идентифицировав человека как сироту, мы уже достаточно удовлетворительно объясним трагизм его положения в мире. Поэтому для самых ранних жестоких романсов сиротство является главной мотивировкой повествования. Мотив сиротства порождает статичную картину, лишенную сюжета, развивающегося положения героя. Народ начинает искать иные мотивы, и первым среди них является доля, которая тоже ничем не мотивирована, как, например, в романсе «Степь, да степь кругом». Третий мотив, который сразу же начинает формировать тексты жестоких романсов, – это мотив неразрешенной любви, причиной которой является обычно социальное неравенство и/или сиротство. С появлением новых проблем жизни появляются и новые темы жестоких романсов: Убийство (вытеснение детей из жизни) детей мачехой или отцом по приказу мачехи, Страдания, принесенные войной, Месть за измену, Инцест и некоторые другие. Это основа рубрикации романсов, которая, как и идея толкования жестокого романса, еще не предлагалась.
Первые зафиксированные записи жестоких романсов на территории Тверской области сделаны М. Н. Рожновой в 1920–1924 гг. Материалы Центра Тверского краеведения и этнографии, которые были изучены в рамках проекта, показывают: возобновление деятельности по собиранию жестоких романсов датируется 1973 г. Из всего корпуса фольклорных текстов разных жанров на данном этапе работы участники проекта выявили 1357 жестоких романсов, записанных в Тверской области в 1920-х, 1970–2000-х гг. Все романсы на основе предложенной выше рубрикации можно объединить в 14 групп (цифрой дальше обозначено количество романсов и их варианты): доля – 84 («Летал орел на воле орел молодой», «По Дону гуляет, по Дону гуляет», «На берегу сидит девица», «По дороге зимней, скучной», «Вы не вейтеся, черные кудри», «Степь, да степь кругом» и др.); сиротство – 20 («В саду при долине», «Уродила меня мать», «Спишь, ты спишь, моя родная», «Развяжите мои крылья», «Развяжите мои крылья», «Среди долины ровныя» и др.); война – 111(«Под ракитою зеленой», «Вдоль по линии Кавказа», «Черный ворон, черный ворон», «Рассказать ли вам, подружки», «Среди полночи ветер буйный» и др.); распад семьи. Убийство ребенка. Мужское насилие - 77 («Сидел рыбак веселый», «Нюра. Поздно вечером со спектакля», «На паперти Божьего храма», «Там в семье прокурора, в безымянной отраде», «Ой, жили весело дочка с матерью», «По старой калужской дороге», «В одном городе близ Саратова», «В одном городе живет парочка» и др.; разлука – 107 («Кари глазки, куда вы скрылись?», «Кругом, кругом осиротела», «Гитара плакала, а мы с тобой смеялись», «Скажи, скажи, когда вернешься». «Пришла весна, пришла весна», «У меня под окном распустилась сирень», «Кольцо душа-девицы» и др.); насильственное разлучение – 82 («Вот пришла весна отрадная», «Шел мой миленький дорожкой», «Уж ты сад, ты мой сад», «По диким степям Забайкалья», «Глухой, неведомой тайгой», «В воскресенье мать-старушка», «На железную цепь ворота заперты», «Разлилась Волга широко», «Отлетает мой соколик», «Помню, осенней порой», «На синем море туман», «Не велят Маше за речку ходить» и др.); традиционный брак – 76 («Зачем ты, безумная, губишь», «Она как статуя стояла», «Было лето, было красно», «Лето было тепло, было тепло», «Я вечор в лужках гуляла», «В расхорошую погоду» и др.); невозможность брака – 80 («Никто меня не пожалеет», «Никто судьбы моей не знает», «Сама садик я садила», «Эх, вспомни, милая дорогая», «Вот мчится тройка удалая», «Размальчишечка, разбедняжечка», «Канареечка прелестна» и др.); падение девушки – 149 («В низенькой светелке огонек горит», «В далекой глухой деревушке», «Шумел камыш, деревья гнулись», «С ярмарки ехал ухарь-купец», «Ехал моряк по реке» и др.); любовная измена – 117 («Над серебряной рекой», «Вот скоро, скоро я уеду», «Пускай могила меня накажет», «Не брани меня, родная», «Я не верила вам, подружки», «Когда я в люлечке каталась», «Что ты холоден стал», «Я хочу умереть молодой», «Глаза вы карие, большие» и др.); измена, самоубийство – 163 («Ах, зачем эта ночь так была хороша?», «В саду зеленом я гуляла», «Напрасно, девица, страдаешь», «Наверно, ночь была такая», «Любила меня мать, обожала» и др.); убийство соперника – 131(«Меж крутых бережков», «Ой, товарищи, потише», «Ванька-ключник», «В селе Кушалине Капустин Миша жил», «Нам вчера прислали», «Звени, бубенчик мой, звени», «Двери темницы за мною закрылись, и вот», «В Одессе много, много ресторанов» и др.); убийство за измену – 144 («В Гришкиной деревне», «Граждане, внимание», «Встану я поутру – головка болит», «По деревне с кнутом гнала Катя коров», «Ночью церковь старая пуста», «Волны плещут о берег скалистый», «В таверне много вина» и др.); героиды – 16 («Зимой морозной шла шайка людей», «Точно море в час прибоя», «Из-за острова на стрежень», «Кружилась в поле злая осень» и др.).

Результаты исследования были апробированы на научных конференциях:


1. Петренко Е. В. Записи жестоких романсов в архиве Центре Тверского краеведения и этнографии // Тверское фольклорное поле–2010. Региональная научно-практическая конференция, посвященная памяти Ю. М. Соколова. 25 февраля 2011 г., Тверь;
2. Петренко Е. В. Жестокие романсы и индивидуальное творчество // Международная научно-практическая конференция «Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. 10–11 ноября 2011 г., Тверь;
3. Петренко Е. В. Жестокие романсы в репертуаре К. И. Сорокиной // Музейные чтения, Всероссийский историко-этнографический музей. 11 ноября 2011 г., Торжок;
4. Строганов М. В. Жанровая типология фольклорной песни индустриального общества // Тверское фольклорное поле–2010...;
5. Строганов М. В. Исторические корни и типология жестокого романса // Международная научная конференция «XVI Славянские чтения», Даугавпилсский университет (Латвия), 18–20 мая 2011 г.;
6. Строганов М. В. Система песенных жанров в современной фольклористике // XVI Международная научная конференция «Славянская традиционная культура и современный мир». Стратегии и практики полевых исследований. Москва, 24–26 мая 2011 г.

Результаты работы над проектом отражены в ряде публикаций:

1. Песни, частушки и альбомные стихи из собрания Марии Сергеевны Цветковой / Вступительная статья и подготовка текста М. В. Строганова // Новоторжский сборник. Выпуск 4. Торжок: ВИЭМ, 2011. – в печати.
2. Петренко Е. В. Жестокие романсы в тверских записях // Новоторжский сборник: Выпуск. 4. Торжок: ВИЭМ, 2011. – в печати.
3. Петренко Е. В. Записи жестоких романсов в архиве Центра Тверского краеведения и этнографии // Тверское фольклорное поле–2010: доклады и публикации: памяти Ю.М. Соколова (1889–1941) / ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 94–99.
4. Жестокие романсы Тверской области // Труды региональных конкурсов научных проектов в сфере гуманитарных исследований Тверской области 2011 г. Тверь: Изд-во М. Батасовой, 2011. Вып. 3. С.124–129.
5. Строганов М. В. Жанровая типология фольклорной песни индустриального общества // Тверское Фольклорное поле–2010: Доклады и публикации / Памяти Ю. М. Соколова (1889—1941) / Ред. А. А. Петров, М. В. Строганов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. С. 113–120.
Последний раз редактировалось epetrenko 11 апр 2012, 18:24, всего редактировалось 1 раз.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: 11-14-69003 Петренко Е.В.

Сообщение epetrenko » 11 апр 2012, 18:22

Проект "Жестокие романсы Тверской области"

Объект исследования: Фольклор Тверской области
Предмет исследования: Жестокие романсы Тверской области

Региональный характер исследования:
Первые записи жестоких романсов на территории Тверской области относятся к 1920–1924 гг. По самым разным причинам жестокий романс очень долго оставался на периферии внимания фольклористов. Материалы Центра Тверского краеведения и этнографии это весьма убедительно доказывают: возобновление деятельности по собиранию жестоких романсов датируется 1973 г.: почти полвека эти песни практически не фиксировались собирателями, а если и записывались, то выявить такие случаи еще предстоит. Начиная с 1970-х годов, жестокие романсы довольно активно записываются, они занимают существенное место среди других жанров фольклора: обрядовой и необрядовой поэзии, сказочной и несказочной прозы, частушек и анекдотов, загадок, считалок, переделок и др.

Суть исследования:
1. Выявление жестоких романсов в архиве Центра Тверского краеведения и этнографии Тверского государственного университета;
2. Разработка методики анализа фольклорного материала;
3. Анализ фольклорного материала;
4. Разработка рубрикации жестоких романсов на основе их происхождения;
5. Составление сводного указателя сюжетов жестоких романсов, сопоставительный анализ вариантов, установление литературных источников;
6. Апробация разработанной методики на межрегиональном и международном уровнях.

Научные результаты:
1. Методика анализа жестоких романсов с точки зрения их происхождения и влияния на них других жанров фольклора;
2. Серия научных статей по проблеме генезиса и бытования жестоких романсов на территории Тверской области.

Практические результаты:
1. Предварительный свод жестоких романсов Тверской области, репрезентирующий особенности бытования жанра на территории региона в 1920-х, 1970-2000 гг.
2. Публикация текстов жестоких романсов на основе предложенной рубрикации.

Новизна результатов:
Впервые жестокий романс рассмотривается с точки зрения его генезиса, влияния на него различных социальных процессов, прежде всего распада традиционной крестьянской семьи.Такого толкования жестокого романса в науке еще не было предложено.

Реализация (внедрение):
1. Общие университетские курсы по фольклору.
2. Специальные университетские курсы, посвященные генезису фольклорных жанров и современному состоянию фольклора в Тверской области.
3. Полевая фольклористика.
4. Музейная и экскурсионная деятельность, связанная с темой "Традиционная культура Тверского края".

Перспективы внедрения и развития исследований:
1. Включение региональных материалов в общероссийский фольклорный контекст.
2. Создание систематизированного свода Тверского фольклора.
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko

Re: 11-14-69003 Петренко Е.В.

Сообщение epetrenko » 06 июл 2012, 09:59

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Номер 11-14-69003

Название Жестокие романсы Тверской области

Руководитель Петренко Евгений Викторович, Кандидат филологических наук

Организация финансированияТверская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации -Общество "Знание" России, Тверская обл

Года выполнения 2011 - 2012

КонкурсРегиональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2011 – Тверская область

Тип проектаа(р) - проект проведения научных исследований, выполняемый научным коллективом или отдельным ученым (региональный конкурс)

Область знания, код классификатора 04 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ; ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, 04-140 - Фольклористика

Ключевые словафольклор жанры русского фольклора фольклор постиндустриального общества жестокий романс песни литературного происхождения

Код ГРНТИ17.71.07

Номер государственной регистрации01201170549



ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ

АннотацияЖестокий романс заменил в XX в. почти все песенные жанры фольклора: балладу, тюремную и ямщицкую, любовную и семейно-бытовую песню. Вместе с тем только с помощью жестокого романса мы можем понять внутренний мир современного человека. Дело в том, что, с одной стороны, эти песни объясняют природу жестокости человека и реально существующие в обществе конфликты. А с другой стороны, хотя наивная форма жестокого романса и его любовь к «красивости» бросаются в глаза и могут вызвать улыбку, нельзя не заметить, что жестокие романсы возводят события каждодневной жизни к общечеловеческим архетипам, поэтому «наивность» формы народного романса явно обманчива. Современные фольклористы согласны в том, что это «особые лирические песни, а также песни эпические, балладные, полные драматических событий (измены и предательства, убийства, самоубийства и т. п.)». Проект предполагает изучение жанра жестокого романса в исторической перспективе на материале тверских фольклорных записей 1960-2000 гг., хранящихся в архиве Тверского центра краеведения и этнографии. В рамках проекта планируется разработка и внедрение новой методики описания этого жанра русского фольклора с точки зрения его исторических корней, сюжетики, проблематики, влияния на него традиционных фольклорных жанров: тюремной, разбойничьей, рекрутской, исторической песен, индивидуального творчества. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания устного народного творчества, в спецкурсах, посвященных проблемам происхождения фольклорных жанров и современному бытованию фольклора.

Ожидаемые результаты



ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА

Краткая аннотация полученных результатов



ПУБЛИКАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА

Научная статья: Петренко Е.В. , Жестокие романсы Тверской области, Труды региональных конкурсов научных проектов в области фундаментальных и гуманитарных исследований 2011., М.Батасова, Тверь, 2011, 3, 124 - 129- Русский
Научная статья: Петренко Е.В. , Записи жестоких романсов в архиве Центра Тверского краеведения и этнографии, Тверское фольклорное поле-2010: доклады и публикации: памяти Ю. М. Соколова (1889-1941), Тверской государственный университет, Тверь, 2011, 94 - 99- Русский
Научная статья: Строганов М.В. , Жестокий романс как песня, Славянская традиционная культура и современный мир. Выпуск 15: Стратегии и практики полевых исследований: Сборник научных статей, Государственный республиканский Центр русского фольклора, Москва, 2011, 15- Русский
Научная статья: Петренко Е.В. , Жестокий романс и индивидуальное творчество, Живая старина, Москва, 2011- Русский
Научная статья: Петренко Е.В. , Жестокие романсы в тверских записях, Новоторжский сборник. Труды ВИЭМ, ВИЭМ, Торжок, 2011, 4- Русский
Научная статья: Строганов М.В. , Песни, частушки и альбомные стихи из собрания Марии Сергеевны Цветковой / Вступительная статья и подготовка текста М. В. Строганова, Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник, ВИЭМ, Торжок, 2011, 4- Русский
Научная статья: Строганов М.В. , Жанровая типология фольклорной песни индустриального общества, Тверское фольклорное поле — 2010: доклады и публика-ции: памяти Ю. М. Соколова (1889—1941), Твер. гос. ун-т, Тверь, 2011, 113 - 120- Русский
http://grant.rfh.ru/a/?colfilter=0&cont ... g_card.htm
epetrenko
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 06 апр 2012, 09:34
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5
Добавить пункт репутации epetrenkoВычесть пункт репутации epetrenko


Вернуться в РГНФ-2011

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron