Тверь и железнодорожная сеть Тверской области

Posted on Февраль 10th, 2013 by svg

Тверь и железнодорожная сеть Тверской области       

В. Финкельштейн

Тверская область – это самая большая по размерам территория в Центральном федеральном округе. Её площадь, равная 84,3 тыс. кв.км., соответствует территории такого государства, как Австрия – 83,8 тыс. кв. км. На территории Австрии построено 5 тысяч 600 км. железнодорожных путей, а в Тверской области, только 1798 км.

Направление железных дорог в Тверской области имеет явно выраженный «не тверской» характер.

Тверь, как центр губернии, возникла задолго до появления на её территории первых железных дорог. Экономические и социальные связи Твери с частями её территорий сложились давно, со времён существования великого княжества Тверского. Эти связи нарушены возникшими в конце XIX –начале XX вв. железнодорожными путями, которые пошли в разрез со сложившимися внутри местностным связям. Тверь, как признанный центр обширного региона, оказалась в роли промежуточной станции на магистрали Санкт – Петербург – Москва.

От Твери, как от чумы, железные дороги « шарахаются» в разные стороны, не обращая внимания на существование не только административного центра, но и крупного экономического и культурного центра.

 

Тверь и железнодорожная сеть Тверской области.  В. Финкельштейн

Чем объяснить этот негелизм? Любой город в Европе масштаба Твери обязательно является железнодорожным узлом, транспортным центром региона.

Железнодорожные магистрали, пройдя транзитом по территории Тверской области, обслуживают центры и регионы, расположенные за пределами Верхневолжского края.

Выделяются три железнодорожных направления, исходящих из Москвы. Это дороги на Петербург, Ригу и ещё раз на Петербург (через Савёлово и Санково), образуя резервную линию для северной столицы. Тверь же, как столица области, не имеет прямого железнодорожного выхода как на Савёловско – Сонковскую линию, так и на Рижскую жд.

Есть дорога, проложенная в широтном направлении, идущая от Рыбинска через Сонково и Бологое в Псков и далее в Прибалтику. Но и она построена не для тверских нужд.

Любопытна конфигурация пути, идущей от Петербурга на юг через Бологое. Дойдя до станции Лихославль, то есть не дойдя каких – то 40 километров до Твери, она вдруг резко « шарахается» (другого слова не подобрать) в западном направлении и образуя крутую дугу, обходя губернский город стороной, стремительно падает на юг минуя Ржев и Вязьму.

Внутриобластные железные дороги, которые связали бы областной полумиллионный город с восточными, северными и западными районами области, отсутствуют. Новые железные дороги в этих краях не строят уже более полувека.

Как складывалась существующая железнодорожная сеть в тверской области?

Прежде всего, была построена железная дорога Санкт – Петербург – Бологое – Тверь – Москва. Сообщение по ней было открыто 1 ноября 1851г. Это хорошая двухпутная, теперь электрофицированная, железная дорога. Она является одной из лучших в России.

Технологические вопросы проекта разрабатывали талантливые инженеры П.П. Мельников (ему установлен памятник в Москве в 2003г.) и Н.О. Крафт, который и обосновал целесообразность применения пятифунтовой (1,524м.) ширины колеи (в Европе 1,435м.), ставшей нормальной колеёй железных дорог в России. Изыскания линии велись с двух сторон: от Петербурга под руководством П.П. Меньшикова и от Москвы под руководством Н.О. Крафта. (Пока шло строительство, Крафт в 1844 – 1849гг. жил в Твери на Миллионной улице.)

Длина всей магистрали 644,6 километра. Этот путь первые поезда преодолевали за 21 час 45 минут. Однако, осенью 1853г. проследовал первый поезд со скоростью 60 км. в час. То же расстояние он преодолел за 12 часов, т.е. в 1, 5 раза быстрее. Это был мировой рекорд скорости пассажирского поезда.

17 декабря 2009 года по этой, но уже реконструированной, дороге пошёл первый высокоскоростной поезд «Сапсан». Он преодолел расстояние от Москвы до Питера за 3 часа 45 минут.

Спустя 19 лет после пуска в эксплуатацию Николаевской, в Тверской губернии появились новые железные дороги. 30 мая 1870 года пошли поезда от станции Лихославль до Торжка, а 4 июня – по Виндаво – Рыбинской железной дороге. На ней постепенно возникли станции – Бологое, Медведево, Мста, Троица (где ныне город Удомля), Брусово, Максатиха, Беречье, Бежецк, Савелино. Бологое стало железнодорожным узлом.

В 1874 году провели путь от Торжка до Ржева и далее до Вязьмы и 25 июля по ним пошли первые поезда.

Очень важные железнодорожные ветки в 1898 – 1899 гг.соединили Сонково с Кашиным и с Красным Холмом.

В 1900 году построена железная дорога Москва – Рига. На этой дороге возникли станции Нелидово, Западная Двина, ставшие позже городами, в 1901 г. – станция Зубцов, а город Ржев превратился в железнодорожный узел.

В 1902 году первый поезд из Москвы пришёл в Савёлово (правобережные Кимры), а в октябре 1979г. этот путь был электрофицирован.

В 1902г. на новой линии Бологое – Великие Луки возникла станция Фирово, в 1905г. – станция Андреаполь, в 1907г. – станция Торопец.

28 января 1911 года построена линия Торопец – Каменка (Кувшиново), которая в 1926г. продлена до станции Соблаго на Рижской дороге.

В 1921 году открылось движение поездов от станции Савёлово до Калязина и далее по мосту через Волгу до Кашина. Образовался второй сквозной путь от Москвы до Петербурга.

28 апреля 1928 года была построена железнодорожная ветка с мостом через Тверцу от Твери до Васильевского Мха, где велись торфоразработки.

В 1937 году построена ветка от станции Решетниково до Конаково (без разворота в сторону Кашина). С постройкой Конаковской ГРЭс (1961 – 1969гг.) эта ветка была электрофицирована и от ГРЭс до Москвы стали ходить электрички.

Таков общий взгляд на железнодорожную сеть Тверской области.

Теперь о «прожектах»!

Если посмотреть на карту Европейской части России, то бросается в глаза отсутствие единой сплошной железнодорожной магистрали соединяющей незамерзающий порт на севере (Мурманск) с незамерзающим портом на юге (Новороссийск). А эта дорога имела бы экономическое и стратегическое значение.

На схеме показаны те части морей, которые замерзают на разные сроки и препятствуют мореходству и судоходству и части, которые никогда не замерзают. Не замерзают естественно и железные дороги. Учитывая, что в наших широтах зима длится по полгода, то незамерзающий коридор Мурманск – Подпорожье – Подборовье – Кабожа – Тверь – Калуга – Орёл – Новороссийск, становится заманчивым к реализации.

 

Тверь и железнодорожная сеть Тверской области.  В. Финкельштейн

Представляется, что железная дорога Тверь – Кимры – Углич – Ярославль явилась бы важным звеном в цепи грузовых, пассажирских и транзитных перевозок.

При наличии таких транспортных магистралей внутриобластное железнодорожное сообщение в Тверской области ожило бы на порядок. Опыт всех стран говорит о прямой связи развития дорог и экономики территорий.

Дело за малым – строить и будет развитие вперёд.

 

В. Финкельштейн, 2011г

 

 Материал представлен Галочкиным В.А.


Posted in Новости | Tagged , , , , | Leave a comment

Comments are closed