11-16-69503 г/Ц, статья и плакат, Львов В.М.

Posted on Декабрь 15th, 2011 by admin

СЕДЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА:
ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

В.М. Львов1 , Н.В. Широкова1
1ОАО «НПП «Эргоцентр», г.Тверь, е-mail: ergocentre@tvcom.ru

 

PSYCHOLOGY AND ERGONOMICS:
UNITY OF THE THEORY AND PRACTICE

V.M. Lvov1, N.V. Shirokova1
1 «Scientific-Production Enterprise «Inter-Branch Center for Ergonomics Research and Developments» Inc.

 

Седьмая Международная конференция «Психология и эргономика: единство теории и практики» является логическим продолжением шести предыдущих, проводившихся в  г. Твери в 1999,  2001,  2003,  2005,  2007  и 2009 г.г. На конференции обсуждались результаты фундаментальных исследований и разработок в части развития методологии социальной, инженерной психологии и эргономики, ориентированной на формирование в процессе обучения в ВУЗе конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем творческой компетентности, использовании дистанционного образования для повышения качества эргономических мероприятий на предприятиях, обеспечения психологической безопасности специалистов предприятий, повышения эффективности функционирования организаций за счёт достижения или высокой организационной культуры, объединения усилий специалистов по Юзабилити и Эргономике для повышения качества информационных технологий, повышения качества тренажных комплексов, виртуальных тренажёров для достижения высокого уровня подготовки специалистов, повышения качества судебной экспертизы за счёт внедрения эргономических технологий, сохранения профессиональной работоспособности специалистов и обеспечение их профессионального долголетия. В работе конференции приняли участие руководители промышленных предприятий и вузов, психологи и эргономисты, студенты, магистры  и аспиранты вузов Твери, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Воткинска, Казани, Астрахани  и других городов Российской Федерации, а также ученые из Израиля, Хорватии, Украины, Беларуси, Казахстана.

Темы пленарных докладов и секционных сообщений охватывают широкий круг проблем современной психологии и эргономики, в качестве основных направлений работы конференции были обозначены следующие:

  • Социально-психологические и эргономические проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
  • Эффективность функционирования человеческого и интеллектуального капитала в условиях трансформирующейся мировой и российской экономики.
  • Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов труда, населения и социально-экономической безопасности регионов.
  • Психолого-эргономические проблемы освоения перспективных сложных эргатических систем.
  • Инновационные психологические и эргономические технологии обеспечения эффективности производственных процессов.
  • Творческая компетентность специалистов как ключевая государственная проблема.
  • Профессиональная работоспособность и профессиональное долголетие специалистов.
  • Гражданское образование специалистов психолого-эргономической направленности.

Ряд пленарных докладов был посвящен возрастающей роли человеческого фактора в достижении эффективности и надежности трудовой деятельности, проблемам психологической безопасности субъекта труда, сохранения его психического здоровья. В.А. Бодров обосновал необходимость изучения надежности человека-оператора в системах управления техникой в качестве одного из ведущих направлений в изучении психологической безопасности труда.

Г.М. Зараковским предложена авторская гипотеза о целевой направленности развития человечества и исторической роли научно-технического прогресса, основанная на определенной интерпретации мегаэволюционного смысла присущих людям базовых стремлений к бесконечной жизни, познанию окружающего мира и его преобразованию. Технический прогресс представляет собой специфическую реализацию этих стремлений, создавая принципиальную возможность обеспечить человечеству достижение реального бессмертия.

Обсуждению проблемы толерантности психологического сообщества к работам коллег как фактора социально-психологической безопасности сообщества посвятил доклад В.А. Мазилов.

А.К. Зиньковский предложил для обсуждения биопсихосоциальные аспекты психического здоровья человека как основы его качества жизни. Психическое здоровье рассматривается им с синергетических позиций, позволяющих дать мультифакториальную оценку компонентам психического здоровья человека, влияющим на качество его жизни.

Глобальные проблемы развития российской экономики нашли свое отражение в выступлении Ю.И. Шорохова, который проанализировал процессы формирования механизмов саморазрушения национальной экономики. В качестве основной причины их возникновения обозначена система ценностей населения, в которой доминирующие позиции занимают деньги, а общественно-полезный труд отходит на второй план.

А.А. Меденков в своем выступлении сделал акцент на обосновании направлений решения социально-психологических проблем повышения качества оказания государственных услуг как одной из составляющих качества жизни населения.

Изменение образовательных стандартов и принципов подготовки специалистов в вузах нашли свое отражение в ряде докладов и сообщений. Э.Р. Тагиров обосновал новую миссию высшего образования в третьем тысячелетии, определяющее значение университета в XXI веке как важнейшего социального института, воздвигнутого на монолите «наука-образование-культура», взращивающего элиту нового исторического типа, способную вывести Россию из системного кризиса.

Г.Ю. Ксензова сформулировала требования к инновационной системе повышения квалификации работников образования

В.Е. Лепский в своем выступлении отметил актуальность постановки проблемы становления социогуманитарной эргономики стратегического проектирования. Были приведены примеры игнорирования элементарных требований эргономики при разработке конкретных документов российского развития, аргументы в пользу эргономики как базиса для организации социогуманитарного обеспечения стратегического проектирования.  Обоснована логика эволюции от эргономики к социогуманитарной эргономике в контексте технологических укладов и развития представлений о научной рациональности. С позиций постнеклассической рациональности базовым подходом при динамическом моделировании социальных систем становится обязательное включение человека в такого рода модели.

Компетентностный подход в подготовке специалистов нашел свое отражение в докладах А.А. Калюжного и А.В. Морозова. Были рассмотрены основные компоненты профессионально –педагогической деятельности учителя, структура его педагогической компетентности, под которой понимается гармоническое сочетание знаний преподаваемого предмета, дидактики и непосредственно методики его преподавания, а также знаний, умений и навыков (культуры) педагогического общения. Предлагаемое определение дает возможность представить структуру педагогической компетентности в виде деятельностной и коммуникативной подструктур. Особое место в структуре компетентности специалиста занимает творческая компетентность. А.А. Морозовым рассмотрен феномен креативности, её роль и значение в формировании творческой компетентности современного специалиста в процессе его профессиональной подготовки к будущей инновационной деятельности как одна из ключевых государственных проблем.

В.В. Жильцовым предложена региональная система квалификаций как инновационное решение для инновационной экономики. Национальная система квалификаций, создаваемая с 2007 года Российским союзом промышленников и предпринимателей, предполагает внедрение , национальной рамки квалификаций, банка профессиональных стандартов, банка модульных программ обучения по требованиям профессиональных стандартов и системы независимой сертификации (оценки) квалификаций. Непосредственными участниками систем квалификаций являются: профессиональные сообщества, государственные органы, сфера образования,

конкретный профессионал. Инновационная экономика требует создания персонализированного учета квалификации персонала и рынка квалификаций персонала.

Ряд докладов был посвящен новым подходам к совершенствованию человеко-машинных комплексов. С.А. Багрецов и В.М. Львов рассмотрели основные структурно-алгоритмические компоненты методологии синтеза человеко-машинных комплексов, в том числе структуру параметрической модели адаптивной АСУ сложными системами, а также входящие в её состав обобщенную структуру и алгоритм функционирования автоматизированной системы распознавания образов и принятия решений.

А.Н. Анохин представил два современных подхода к организации человеко-машинного интерфейса – экологический и функциональный, применение которых требует обновленных подходов к проектированию систем управления и к разделению функций между человеком и машиной. Прозвучали результаты применения новых подходов в деятельности лаборатории ЭРГОЛАБ, ориентированной на эргономические исследования и  разработки в ядерной энергетике.

С.Ф. Сергеев посвятил свое выступление проблемам проектирования виртуальных тренажеров. Были рассмотрены основные подходы к проектированию тренажеров, проведен анализ проблемы подобия в классическом и постклассическом вариантах, показаны особенности использования виртуальной реальности в тренажерах, реализующих методологию средоориентированного подхода к проектированию обучающих сред.

В решении, принятом по итогам конференции, подчеркивается важность и актуальность проводимых исследований, необходимость дальнейшего взаимодействия ученых и практиков различных регионов России, ближнего и дальнего Зарубежья в решении широкого круга задач, стоящих перед психологией и эргономикой в силу интенсивной динамики, нестабильности и новизны социально-психологических, экономических, политических процессов в современной России.

В рамках работы конференции прозвучало 37 пленарных докладов и 37 сообщений на секциях. Материалы пленарных докладов опубликованы в журнале «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», №3, 2011. Материалы секционных сообщений опубликованы в журнале «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», № 3/1, 2011.

Руководитель проекта – Львов Владимир Маркович.

Исполнители – Богрецов С.А., Леньков С.Л., Фролов Г.Н., Голубев А.А.

 

Литература

1. «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», №3, 2011.

2. «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», № 3/1, 2011.

 

PSYCHOLOGY AND ERGONOMICS: UNITY OF THE
THEORY AND PRACTICE

S u m m a r y

 

Seventh International Conference “Psychology and Ergonomics: the unity of theory and practice” is a logical continuation of the previous six held in Tver in 1999, 2001, 2003, 2005, 2007 and 2009

The conference discussed the results of basic research and development of the social development of the methodology, engineering psychology and ergonomics-oriented development in the learning process in higher education competitive specialists with a high level of creative expertise, the use of distance education to improve the quality of ergonomic measures in enterprises, providing psychological security specialists enterprises, improve the functioning of organizations by achieving or high organizational culture, bringing together experts in usability and ergonomics to improve the quality of information technology, improving the quality of Yuri Gagarin Cosmonauts Training systems, virtual simulators to achieve a high level of training, quality of judicial examination by the introduction of ergonomic technology , preservation of professional health experts and ensure their professional longevity.

 


Posted in Сборник трудов | Tagged , , | Leave a comment

Оставить комментарий