11-14-69002 а/Ц, статья и плакат, Муравьев Е.М.

Posted on Декабрь 15th, 2011 by admin

Региональная системя оценки и контроля
качества профессионального образования

Е.М.Муравьёв, М.В.Мурашко
Тверской институт экологии и права (ТИЭП), г. Тверь,
e-mail: tiep2000@mail.ru

 OCCUPATIONAL TRAINING QUALITY ASSESSMENT
AND MONITORING SYSTEM IN THE REGION

Е.M. Muravyev, M.V. Murashko
Tver Institute of Ecology and Law (TIEP), Tver

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Региональная система оценки и контроля качества профессионального образования», проект № 11-16-69009а/Ц.

В статье приведены актуальность и значимость исследования для Тверского региона, его основные результаты и их новизна, предложения по их использованию и внедрению, а также перспективы дальнейших исследований. Разработанный проект и Концепция развития региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования на период 2012-2016 г.г. содержат принципы оценки и контроля качества образования, систему показателей и механизмы комплексной оценки качества образования. Проведенная оценка и прогноз профессиональной подготовки и трудоустройства основных групп специалистов и работников позволили обосновать направления повышения качества профессионального образования в регионе.

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономическую и социальную стабильность, а также развитие основных институтов гражданского общества.

С вхождением России в европейское образовательное пространство качество обучения и подходы к его оцениванию постоянно находятся в центре внимания органов управления образованием и педагогических коллективов.

В разработанных основах Концепции модернизации российского образования важнейшим её направлением признаётся формирование гибких образовательных траекторий, обеспечивающих оперативную реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Разнообразные факторы, действующие в современном образовании, порождают потребность в совершенствовании управления и оценки качества образования. Это связано с наличием противоречия в практике отечественного образования, когда традиционная контрольно-оценочная деятельность педагогов и управленцев не соответствует потребностям в современных эффективных формах контроля и управления качеством обучения [1].

При этом в отечественной педагогике ещё нет целостного представления о новых теоретико-методических основах контроля и менеджмента качества в системе образования, особенностях контрольно-оценочных систем, технологиях и инновационных измерителях. В педагогическом сообществе в последние годы принято считать, что качество реализуемых образовательных программ, образовательных услуг и управления образованием проявляется через качество образовательных учреждений. Действительно, именно образовательные учреждения обеспечивают образовательный процесс, контролируют его качество, ведут отбор и переподготовку педагогических кадров, и в полной мере отвечают за качество подготовленности обучающихся и выпускников.

Вместе с тем, доминирующим фактором обеспечения качества подготовки выпускников является качество учебной деятельности самого обучающегося. Следовательно, хорошо структурированная система управления качеством образования должна быть надежным и эффективным средством совершенствования педагогического взаимодействия основных субъектов образовательной деятельности. Поэтому проблема достижения требуемого качества тесно связана и с качеством системы управления образовательной деятельностью. Отсюда возникает необходимость установления надежной обратной связи на всех этапах образования между процессом и результатом, образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг.

Базисная методология управления качеством в экономике в значительной степени совпадает с общепринятыми принципами обучения в педагогике, а значит, может быть использована для обеспечения качества образования. В основе данной методологии лежат принципы и методы всеобщего управления качеством (TQM) и требования международных стандартов системы качества серии ИСО (ISO 9000:2000).

В одобренных Правительством РФ приоритетных направлениях развития образовательной системы отмечается, что на современном этапе необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования и образовательных программ [18]. В этой связи одним из направлений модернизации системы образования России является совершенствование технологий обучения, средств и методов контроля и форм управления качеством образования. Эти задачи исторически решались в рамках системного подхода к созданию и обеспечению качества образования.

Краткая история создания элементов качества образования и его оценки в нашей стране выглядит следующим образом: 1975 г. — введение категории «качество знаний учащихся» в нормативных документах об образовании; 1977 г. — создание лаборатории оценки знаний; 1988 г. — проведение Всесоюзной конференции по педагогическим измерениям; 1989 г. — разработка проекта по   стандартизации содержания образования; 1992 г. — принятие Закона «Об образовании»; 1994 г. — создание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования первого поколения; 1996 г. — начало создания системы независимого стандартизированного тестирования школьников и выпускников общеобразовательных учреждений; 2001 г. — начало эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ); 2005 г. — построение общероссийской системы оценки качества образования.

Более сорока лет ведутся исследования качества образования и его оценки. Комплексным результатом этих исследований должна стать общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). По замыслу разработчиков данная система оценки и её составляющие в ближайшей перспективе должны стать постоянно действующими индикаторами состояния российской образовательной системы в целом, обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами и создать систему защиты интересов как самого обучающегося, так и всех заинтересованных в результатах профессионального образования.

При разработке направлений построения ОСОКО следует учитывать, что, оценивая качество организации образования надо оценивать и весь комплекс других вопросов. В формирующейся системе оценка качества образования подразумевает оценку качества как образовательных достижений обучающихся, так и образовательного процесса.

В рамках ОСОКО на единой концептуально-методологической основе педагогических измерений должны проводиться:

упорядочение информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации и её официальное использование на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

координация деятельности и разграничение полномочий различных организационных и контрольно-оценочных структур, аттестационных, методических, инспекторских служб контроля и оценки и др.;

объективизация экспертных процедур и технологий, определение роли и места традиционных и современных методов оценки и контроля в образовательном процессе, введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы качества, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;

централизованная разработка пакетов диагностических и контрольно-оценочных средств, использование для итоговой аттестации сертифицированных контрольных измерительных материалов;

разработка и внедрение инновационных программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области оценки качества образования;

разработка и использование измерителей, техники и технологии массового тестирования;

владение методами статистического и факторного анализа, интерпретации результатов для мониторинга состояния образовательных систем и выявления возможных направлений их совершенствования.

Для реализации основных идей и функций ОСОКО требуется создание новых организационных структур, средств и механизмов:

совета по проблемам построения и развития ОСОКО;

федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования как информационного ресурса, обеспечивающего взаимосвязь структур и специалистов в области оценки качества образования;

контрольных измерительных материалов, наборов показателей, критериев, параметров и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, методик сбора и обобщения информации, подготовки ежегодного отчета о состоянии образования в России и выработки рекомендации по развитию системы образования и повышению его качества;

системы многоуровневого мониторинга качества образования, направленного на наблюдение тенденций развития российской системы образования и выявление основных её проблем в рамках международных, общероссийских и региональных обследований, а также позволяющего на основании объективных данных принимать более обоснованные управленческие решения;

служб сертификации педагогических тестовых материалов; применения стандартизированных процедур тестирования и автоматизированной обработки результатов, методов шкалирования и оценивания; формирования общедоступных информационных банков образовательной статистики результатов независимого контроля образовательных достижений; единой системы приема и др.;

механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы результатов образовательной деятельности и качества образования, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;

системы подготовки кадров в области оценки качества образования.

В настоящее время на федеральном уровне активно проводятся работы по практическому построению ОСОКО. При этом на уровне регионов, субъектов Российской Федерации целесообразно развернуть научные исследования в следующих направлениях:

анализ состояния дел в сфере качества образования в субъектах Российской Федерации и определение оптимального пути развития российского образования с учетом региональных особенностей и мирового опыта;

создание систем менеджмента качества в начальном, в среднем, в высшем профессиональном образовании;

создание систем менеджмента качества в послевузовском и в дополнительном профессиональном образовании;

создание моделей региональных систем оценки качества образования;

К таким исследованиям необходимо активно и широко привлекать не только органы управления образованием, но и педагогические коллективы образовательных учреждений региона.

Одним из вариантов комплексного исследования по данной проблематике является разработка Проекта создания региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования для Тверского региона.

В ходе теоретического исследования и разработки экспериментальной части такого проекта на основе анализа образовательного потенциала Тверской области и оценки потребностей региона в специалистах и работниках основных профессий различного уровня профессиональной подготовки уточнены основные направления развития образовательной системы региона и принципы оценки качества образования, разработана концепция (архитектоника: структура и механизмы) региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования.

На основе проведения образовательного аудита и мониторинга учебных достижений образовательных учреждений региона разработаны рекомендации по совершенствованию внутришкольных систем контроля, внутривузовских систем обеспечения качества, региональных контрольно-оценочных систем (государственных и общественных) и выполнены прогнозные расчеты качества профессиональной подготовки специалистов и работников различного уровня по наиболее востребованным для региона специальностям и профессиям на период 2012-2016 г.г.

Актуальность такого исследования не вызывает сомнений. Так в условиях продолжающихся демографического спада, финансово-экономического кризиса и растущей безработицы подготовка и переподготовка требуемого числа специалистов и работников для принципиально значимых отраслей экономики региона имеет стратегическое значение. Эти специалисты и работники должны иметь высокое качество профессионального образования, соответствующий уровень профессиональной компетентности и гарантированное трудоустройство. Обеспечить такое качество возможно только при условии применения единых подходов в оценке качества образования, учитывающих специфику и традиции того или иного региона.

Анализ современного состояния проблемы обеспечения качества профессионального образования [3-5] показывает её многофакторность и недостаточную изученность, что подчеркивает актуальность темы.

В связи с этим, стали необходимыми научные и практические разработки в области обеспечения, оценки и контроля качества образования основных групп специалистов и работников для определённого региона как основы его устойчивого развития с учетом современных экономических, экологических и социальных условий.

В рамках проблемы обеспечения качества профессионального образования исследование предусматривает решение комплексной научной проблемы оценки и контроля качества общего и профессионального образования.

Решение указанной комплексной научной проблемы включает следующие частные проблемы и задачи теоретического и практического характера:

исследование особенностей применения существующей методологии оценки качества общего и профессионального образования различного уровня для создания региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования;

научное обоснование технологий обучения, средств и методов контроля, обеспечивающих требуемое качество общего и профессионального образования;

обоснование основных направлений развития образовательной системы региона (учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования) и уточнение принципов оценки качества образования;

разработка структуры (архитектоники) системы и механизмов оценки и контроля качества профессионального образования региона;

анализ образовательного потенциала Тверской области и оценки потребностей региона в специалистах и работниках различного уровня профессионального образования;

проведение образовательного аудита и мониторинга учебных достижений образовательных учреждений региона (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию внутришкольных систем контроля, внутривузовских систем обеспечения качества, региональных контрольно-оценочных систем;

прогнозирование возможных сценариев и качества профессиональной подготовки специалистов по наиболее востребованным для региона специальностям и профессиям на период 2012-2016 г.г. и влияния прогнозной динамики на социально-экономические процессы в регионе.

В ходе исследования впервые:

научно обоснованы направления развития системы профессионального образования региона, основанной на компетентностном подходе, с учётом реальных потребностей экономики региона; уточнены принципы оценки качества образования; представлены показатели комплексной оценки качества образования и разработаны структура и механизмы региональной системы оценки качества профессионального образования;

обоснован рациональный вариант проведения образовательного аудита и мониторинга учебных достижений образовательных учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в регионе;

научно обоснованны рекомендации по комплексному усовершенствованию внутришкольных систем контроля, внутривузовских систем обеспечения качества, региональных контрольно-оценочных систем;

предложены целесообразные варианты профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по востребованным для региона специальностям и профессиям на период 2012-2016 г.г., осуществлена прогнозная оценка качества и эффективности данной подготовки и её влияния на социально-экономические процессы в регионе.

Сложность и многогранность изучаемой проблемы обусловили использование системного подхода, предполагающего комплексное рассмотрение условий, в которых функционирует система образования и трудоустройства Тверской области.

Оценка образовательного потенциала области, социально-экономических условий проводилась на основе многофакторного анализа, учитывающего различные стороны происходящих процессов. При оценке состояния образования и трудоустройства были использованы возможности статистического анализа и метода сравнения. Сравнительный анализ дал возможность объективно оценить состояние общего и профессионального образования региона, выявить факторы, определяющие дальнейшее развитие образовательной сферы и рынка труда. Данный подход способствовал повышению эффективности использования образовательного и трудового потенциала региона.

Обоснование вариантов прогноза состояния системы профессионального образования региона было проведено, исходя из оценки оптимистического и пессимистического сценариев. Метод количественных оценок определяющих факторов позволил обосновать перспективные возможности системы профессионального образования по основным группам специальностей и рабочих профессий, а также оценить качество профессиональной подготовки и перспективы трудоустройства специалистов и работников по наиболее востребованным для региона специальностям и профессиям на период 2012-2016 г.г.

При проектировании региональной системы оценки качества образования будут использованы методы: расчетно-конструктивный, экстраполяции сложившихся закономерностей, экспертных оценок, моделирования, психолого-педагогические методы оценки уровня обученности.

Методологической базой исследования явились объективные социальные законы, психолого-педагогические закономерности, статистические подходы к анализу показателей деятельности образовательных учреждений, а также труды современных ученых по различным аспектам функционирования, исследования и развития системы образования.

Ещё на предварительном этапе была проведена оценка современного состояния исследований по данной проблеме и основных направлений исследований в мировой науке. Так теоретические и практические вопросы сущности современного образования, образовательной системы, оценки качества образования, применения единого государственного экзамена, внутривузовских и внутришкольных систем контроля нашли отражение в работах известных отечественных и зарубежных ученых, проводящих исследования в образовательной сфере: Байденко В.И., Болотова В.А., Вербицкой Л.А., Гершунского Б.С., Д.Девидсона, Звонников В.И., Ефремовой Н.Ф., Касевича В.Б., Г.Кройзера, Качалова В.А., Ковалева Л.Ф. Ковалевой Г.С., Кочетова А.И., Круглова В.И., Матрос Д.Ш., Нейман Ю.М., Поташника М.М., Пузанкова Д.В., Селезневой Н.А., Серикова В.В., Соловьева В.П., Солодкова М.И., Степанова С.А., Танкова В.А., Татур А.О., Хлебникова В.А., Чекмарева А.Н., Челышкова М.Б., Шадрикова В.Д., Г.Шенона и др. зарубежных и отечественных специалистов [1].

Вместе с тем, ретроспективный анализ предметной области показал, что в настоящее время явно недостаточно теоретических и практических разработок, отражающих реальные возможности повышения качества современного образования на основе учёта взаимосвязей и взаимозависимостей всех элементов образовательной системы [2-5]. Это побудило авторов к детальному анализу и выявлению неиспользуемых резервов исследуемой отрасли на региональном уровне.

Информационную базу составили отчетные материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, рабочие и официальные материалы Департамента образования Тверской области, Управления образования администрации г. Твери, годовые отчеты о деятельности высших образовательных учреждений региона.

Краткое описание хода исследования и его результатов представлено в виде характеристики реализуемых этапов работы над проектом:

  1. Анализ состояния образовательной системы региона.

На данном этапе исследования: уточнено значение подсистем непрерывного профессионального образования для экономики и социальной сферы Тверской области; предложен вариант проведения образовательного аудита и мониторинга учебных достижений образовательных учреждений региона; уточнены показатели эффективности образовательной системы региона; вскрыты основные причины низкой эффективности образовательных учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; уточнены факторы, влияющие на качество профессионального образования.

Данные результаты обобщены и сведены в аналитический отчёт по данному этапу и включены в раздел проекта «Региональная система оценки и контроля качества профессионального образования» (далее проект) и научно-обоснованную Концепцию развития региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования на период 2012-2016 г.г.» (далее концепцию).

  1. Анализ образовательного потенциала Тверской области.

На данном этапе исследования: проведена сравнительная оценка потребностей Тверского региона в специалистах и работниках различного уровня профессионального образования; определены потенциальные возможности образовательных учреждений по созданию взаимосвязанных подсистем непрерывного профессионального образования; дана обобщённая характеристика существующих элементов и механизмов оценки качества образования в регионе; проведёно уточнение основных направлений развития образовательной системы региона.

Данные результаты обобщены и сведены в аналитический отчёт по указанному этапу и включены в раздел проекта и концепцию.

  1. Определение основных целей и задач проекта.

На данном этапе исследования: уточнены принципы оценки качества образования; осуществлён выбор технологий обучения, средств и методов контроля, обеспечивающих требуемое качество общего и профессионального образования; обоснованы основные показатели комплексной оценки качества образования; предложен вариант структуры и механизмов региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования.

Данные результаты изложены в ряде статей по указанным аспектам и включены в основной раздел проекта и концепции.

  1. Расчет инвестиционных вложений в проект.

На данном этапе исследования: обоснована целесообразность внедрения элементов региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования: внутришкольных систем контроля, внутривузовских систем обеспечения качества, региональных контрольно-оценочных систем; обоснованы основные мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений региона.

Данные результаты сведены в отдельный раздел проекта и концепции по указанным аспектам.

  1. Экономическая и социальная эффективность реализации проекта.

На данном этапе исследования: осуществлён прогноз возможных сценариев профессиональной подготовки специалистов и трудоустройства по наиболее востребованным для региона специальностям и профессиям на период 2012-2016 г.г.; проведена прогнозная оценка качества и эффективности данной подготовки и её влияния на социально-экономические процессы в регионе, на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений и обеспечение снижения социальной напряженности.

Данные результаты сведены в отдельный раздел проекта и концепции по указанным аспектам.

Таким образом, в рамках проекта будут разработаны проект «Региональная система оценки и контроля качества профессионального образования» и научно-обоснованная Концепция развития региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования на период 2012-2016 г.г.», в которых использованы: уточненные принципы оценки и контроля качества образования, система показателей комплексной оценки качества образования и механизмы такой оценки. Будут предложены сценарии профессиональной подготовки и трудоустройства специалистов и работников, а также пути повышения качества профессионального образования в регионе.

Конкретными научными результатами исследования станут:

1. Анализ состояния образовательной системы и образовательного потенциала Тверской области в форме аналитического отчёта, раздела проекта и концепции.

2. Усовершенствованные научно-методические основы региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования в форме серии статей, сведённых в научный сборник и включённых в основной раздел проекта и концепции.

3. Научно обоснованные рекомендации по совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений региона и по реализации элементов региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования, а также предложения по инвестиционным вложениям, изложенные в форме отдельного раздела проекта и концепции.

4. Прогнозный расчёт экономической и социальной эффективности реализации регионального проекта в форме отдельного раздела проекта и концепции.

Полученные научные результаты могут быть внедрены в деятельности образовательных учреждений региона в рамках работ по созданию внутриорганизационных систем качества и использованы Департаментом образования Тверской области и муниципальными органами управления образованием для повышения качества профессионального образования и совершенствования системы управления образованием в регионе в рамках национального проекта «Образование».

В ходе дальнейших исследований предполагается использовать полученные результаты для совершенствования региональных моделей и процедур оценки и контроля качества общего и профессионального образования, внедрения основных элементов региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования: муниципальных и внутришкольных систем контроля общего образования, внутривузовских систем качества (подсистем управления, обеспечения, контроля и оценки) региональных моделей и механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы результатов образовательной деятельности и качества общего и профессионального образования.

Различные аспекты темы, основные проблемные вопросы, промежуточные и основные результаты исследования были апробированы и опубликованы в виде серии тематических статей в материалах VI Международной НПК «Управление качеством в современной организации» (Пенза, март 2011), VI Всероссийской НПК «Управление качеством образования в современной России» (Пенза, март 2011), XXV НМК «Современные требования к внутривузовской системе обеспечения качества образования и пути их реализации в образовательном процессе академии» (Тверь: ВА ВКО, апрель 2011), VI Всероссийской НТК «Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы» (Пенза, июнь 2011), XXI Международной НМК «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, июнь 2011), VIII Международной НПК «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, июль 2011), XV Международной НМК «Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, октябрь 2011), X Международной НПК «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (Пенза, ноябрь 2011), XXII Международной НМК «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, ноябрь 2011), VII Международной НПК «Образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Пенза, ноябрь 2011), IX Международной НПК «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» (Пенза, ноябрь 2011) [2-6, 8-15].

В июне 2011 г. под авторством руководителя проекта профессора  Муравьёва Е.М. и исполнителя проекта профессора Мурашко М.В. была издана монография «Компетентностный подход как психолого-педагогический феномен современного образования» [7]. Компетентностный подход представлен в монографии как важнейший механизм описания качества личности человека и качества образования современного специалиста. Рассмотрены основные подходы к оцениванию учебных достижений студентов и конечных результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза, сформулированы методологические основы построения общей модели сравнительной оценки качества подготовки, произведен анализ основных типов оценочных средств. Одним из подразделов монографии авторами рассмотрены предложения по формированию региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования.

В прямой постановке вопросы формирования региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования были рассмотрены в ходе проведённых на базе Тверского института экологии и права в октябре 2011 г. Всероссийской научно-практической конференции «Региональные тенденции и проблемы развития психологии образования» (проект РГНФ № 11-16-69501г/Ц) и ноябре 2011 г. Региональной научно-практической конференции «Механизмы обеспечения качества профессионального образования на основе интеграции обучения, науки и профессиональной деятельности» (проект РГНФ № 11-16-69504г/Ц). В рекомендациях данных конференций отмечена целесообразность создания такой системы оценки и контроля качества профессионального образования для Тверского региона и корректность разработанных научно-методических основ её построения и функционирования [16, 17].

Таким образом, проведение исследования по обоснованию и созданию региональной системы оценки и контроля качества профессионального образования для Тверской области в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 11-16-69009а/Ц является важнейшим этапом решения комплексной научной проблемы оценки и контроля качества общего и профессионального образования и эффективным механизмом обеспечения качества современного образования.


Литература

1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: Учебное пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007.

2. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В. Об управлении качеством образования в современных условиях. Сборник материалов VI Международной НПК «Управление качеством в современной организации» – Пенза, 2011.

3. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В. О совершенствовании управления вузом в современных условиях. Сборник материалов VI Всероссийской НПК «Управление качеством образования в современной России» – Пенза, 2011.

4. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В., В.М. Зеленова. О совершенствовании внутривузовской системы качества образования. Сборник материалов XXV НМК ВА ВКО «Современные требования к внутривузовской системе обеспечения качества образования и пути их реализации в образовательном процессе академии» – Тверь: ВА ВКО, 2011.

5. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В. О методических аспектах мониторинга качества образования в высшем учебном заведении. Сборник материалов XXV НМК ВА ВКО «Современные требования к внутривузовской системе обеспечения качества образования и пути их реализации в образовательном процессе академии» – Тверь: ВА ВКО, 2011.

6. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В. О качестве образования в современных условиях. Сборник материалов VI Всероссийской НТК «Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы» – Пенза, 2011.

7. Муравьёв Е.М., Мурашко М.В. Компетентностный подход как психолого-педагогический феномен современного образования: монография /Тверской институт экологии и права – Тверь: ТИЭП, 2011 – 225 с.

8. Мурашко М.В. О региональной (ведомственной) системе оценки и контроля качества профессионального образования. Сборник материалов XXV НМК ВА ВКО «Современные требования к внутривузовской системе обеспечения качества образования и пути их реализации в образовательном процессе академии» – Тверь: ВА ВКО, 2011.

9. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. , Мурашко А.М. О методических аспектах обеспечения качества высшего образования. Сборник материалов XXI Международной НМК «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» – Пенза, 2011.

10. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О путях обеспечения качества высшего образования. Сборник материалов VIII Международной НПК «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» – Пенза, 2011.

11. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. Об оценке качества образования как важнейшем аспекте управления образовательными учреждениями. Сборник материалов XV Международной НМК «Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» – Пенза, 2011.

12. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О контроле как важнейшей функции управления качеством профессионального образования в регионе. Сборник материалов X Международной НПК «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» – Пенза, 2011.

13. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О совершенствовании технологии оценки и контроля качества профессионального образования. Сборник материалов XXII Международной НМК «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» – Пенза, 2011.

14. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О совершенствовании системы управления качеством профессионального образования в регионе. Сборник материалов VII Международной НПК «Образование в XXI веке: проблемы и перспективы» – Пенза, 2011.

15. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О проекте создания региональной системы оценки качества профессионального образования. Сборник материалов IX Международной НПК «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов» – Пенза, 2011.

16. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О региональной системе оценки и контроля качества профессионального образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Региональные тенденции и проблемы развития психологии образования» (проект РГНФ № 11-16-69501г/Ц). – Тверь, 2011.

17. Мурашко М.В., Муравьёв Е.М. О региональной системе оценки и контроля качества профессионального образования. Сборник материалов Региональной научно-практической конференции «Механизмы обеспечения качества профессионального образования на основе интеграции обучения, науки и профессиональной деятельности» (проект РГНФ № 11-16-69504г/Ц). – Тверь, 2011.

18. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2005. № 1.

OCCUPATIONAL TRAINING QUALITY ASSESSMENT
AND MONITORING SYSTEM IN THE REGION

S u m m a r y

Financial support by RGNF within research project No 11-16-69009а/ц “Occupational training quality assessment and monitoring system in the region”

The article proves the urgency and significance of this problem research for Tver region and demonstrates the novelty, implementation opportunities and future perspectives for its results. The project and the Strategy for developing occupational training quality assessment and monitoring system in the region in 2012–2016 include the principles of quality assessment and monitoring in education, quotients system and mechanisms of occupational training quality assessment. The analysis and assessment of qualification and employability of major employee groups serve as a basis for defining major directions in occupational training quality improvement in the region.

 


Posted in Сборник трудов | Tagged , , | Leave a comment

Оставить комментарий