09-06-057606 а/Ц, статья, Голубев А.А.

Posted on Декабрь 15th, 2010 by admin

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СИСТЕМЫ  РЕГИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ  НА  ОСНОВЕ  РАСШИРЕННОГО  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ФОРМИРУЕМЫХ  И АПРОБИРУЕМЫХ  В ВУЗАХ*

А.А. Голубев1,А.А. Голубев 2, В.М. Львов 3, Н.В. Широкова 3, В.Г. Щекотилов 3
 1ИЭСЭТ,г. Тверь, ergocentre@tvcom.ru
2ВАВКО, г. Тверь, ergocentre@tvcom.ru
3ОАО «НПП «Эргоцентр», г. Тверь, ergocentre@tvcom.ru

UPDATING PROPOSAL OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM
IN THE LINE OF “PSYCHOLOGY and ERGONOMICS”.

A.A.Golubev1, A.A.Golubev2, V.M.Lvov3, N.V.Shirokova3, V.G.Shekotilov3
1 “Institute of Ergonomics and Social-Economic Technologies ”, Tver
2 Aerospace Defense Military Academy, Tver
3 JSC «SPE «Ergocentre», Tver

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Тверской области  (грант 09-06-57606 а/Ц, «Системный анализ проблем формирования региональных образовательных технологий психолого-эргономической направленности с разработкой средств ДО и межвузовской апробацией»). Исполнителями гранта являются: А.А. Голубев,  В.М. Львов, В.Г. Щекотилов.

Изъяны и просчеты [1,2,7], присущие системе высшего профессионального образования, сказались на эффективности выполнения вузами своей главной задачи- подготовки высококвалифицированных специалистов. Обстоятельства, обуславливающие последнее: недостатки современной законодательной базы, плохое финансирование образования в целом, слабая, несовременная материально-техническая база вузов и др. Но все это – факторы. Коренная же причина сложившегося положения дел заключается в реализации устаревших постулатов профессионального обучения и деятельности в вузах  к современным условиям и естественно новыми более высокого уровня требованиям, в частности на основе расширенного использования образовательных ресурсов формируемых на основе  дистанционного информационно-образовательного ресурса (ДИОР). До сих пор не решен вопрос с требованиями, предъявляемыми к подготовке инженеров-эргономистов. Срочно необходимо разработать эталонную модель инженера – эргономиста.

Актуальность исследований. В настоящее время обостряется несоответствие важности решения вопросов психолого-эргономической направленности и незначительной динамики развития данного направления в региональной образовательной системе. При малом числе вузов по данному направлению (ЛЭТИ – Санкт-Петербург, МАТУ – Москва, ИЭСЭТ—Тверь), приобретает особую актуальность развитие системы образования за счет современных средств дистанционного образования.

Значимость для региона данных исследований заключается в формировании пилотного проекта в рамках России с возможностью использования его и в других регионах, что повышает образовательные возможности Тверской области по сравнению с другими регионами.

Новизна исследований. Подготовка высококвалифицированных кадров психолого-эргономической направленности с целью повышения производительности труда за счет внедрения передовых образовательных технологий (дистанционного образования, формирование электронных библиотек). Новизна поставленной задачи состоит также, в том, что впервые создается система дистанционного образования для применения на региональном и федеральном уровне на основе базовых учебно-методических комплексов как психолого-эргономической направленности так и для подготовки просто психологов.

При проведении исследований использовался следующий научно-методический аппарат:

- формирования информационных ресурсов с использованием гипертекстовой и мультимедийной информации;

- разработки распределенных информационных систем с организацией базы данных и разграничением доступа пользователей;

- теории вероятностей при формировании случайных выборок;

- проектирования и разработки систем дистанционного образования.

Для решения данной задачи был разработан макет ДИОР, а также произведено его размещение в интернете и локальной вычислительной сети ИЭСЭТ с последующей апробацией в учебном процессе ИЭСЭТ и Тверского государственного технического университета (ТГТУ)[5].

Структура макета ДИОР показана на рис. 1.

 

Рис. 1. Структура макета ДИОР

В состав макета ДИОР входят: общее и специальное программное обеспечение, а также информационное обеспечение. Макет ДИОР функционирует с использование средств вычислительной техники с применением интернет – технологий.

В интересах повышения доступности разработчики макета ДИОР использовали два варианта его реализации:

  1. с формированием web-сервера макета ДИОР в интернете с использованием услуг хостинга ресурсов;
  2. с формирование web-сервера макета ДИОР в локальной вычислительной сети (ЛВС) учебного заведения.

Первый вариант исполнения позволяет: максимально расширить доступность ресурса, упростить актуализацию специального информационного и программного обеспечения. Однако в этом случае у обучающихся требуется наличие компьютера с доступом к интернету.

Второй вариант исполнения позволяет разместить общее и специальное программное и информационное обеспечение макета ДИОР на компьютере ЛВС – сформировать web-сервер. Как частный случай web-сервер может быть установлен на мобильном компьютере (ноутбук, неутбук), который может быть подключен к произвольной локальной вычислительной сети. В этом случае доступ к ДИОР можно осуществлять и собственно на этом компьютере.

Общее программное обеспечение (ОПО) макета ДИОР включает:

-   программное обеспечение web-сервера (Denver, Apach);

-   систему управления базой данных (СУБД) MySQL и средства ее администрирования (например, EMS MySQL Manager).

Специальное программное обеспечение (СПО) макета ДИОР включает систему файлов с использованием скриптов PHP, JAVAScript, HTML.

Специальное информационное обеспечение включает систему таблиц СУБД MySQL, описывающих состав и структуру обучающего ресурса, средств учета пользователей, средств самоконтроля и контроля знаний. Структура базы данных (БД) макета ДИОР представлена на рис. 2.

 

На рис. 2 показано, что база данных макета ДИОР состоит из трех групп таблиц:

-   ресурс администрирования системы ДИОР;

-   ресурс учебно-методических комплексов (УМК);

-   ресурс вопросов для контроля знаний.

Первая группа таблиц администрирования позволяет:

-   реализовать разграничение доступа к системе;

-   произвести группирование пользователей;

-   произвести учет времени работы в разрезе по изучаемым темам.

Вторая группа фактически содержит учебно-методические комплексы изучаемых дисциплин в электронном гипертекстовом формате. Таблица каталога ресурсов позволяет выбирать необходимый курс и содержит также атрибуты данного курса. Таблица тем курса описывает перечень тем с указанием местоположения файлов гипертекстовых документов по ним. Таблица учета изучения тем содержит записи с указанием атрибутов обучаемого, изучаемой темы, а также времени начала и окончания изучения.

Третья группа содержит таблицу перечня вопросов для контроля знаний с указанием наименования, темы курса, маски правильного ответа, размещения гипертекстового документа с текстом вопроса. Таблица учета ответов по темам сохраняет данные на уровне самоконтроля при изучении курса. Таблица учета ответов по курсу содержит данные по результатам контроля знаний на зачете или экзамене.

Рис. 2. Структура базы данных макета ДИОР

Фактически в БД ДИОР содержаться данные с гипертекстовыми электронными документами для обучения и контроля знаний, данные объективного контроля действий обучаемых при изучении, самоконтроле и контроле знаний.

Реализация интерфейса ДИОР допускает различные подходы к механизму ответов на этапе самоконтроля и контроля знаний.

В обоих режимах допустим многократный ответ на вопрос (изменение варианта ответа) и ответ на вопросы в произвольном порядке.

При самоконтроле отображается правильность ответа, и допустим, режим подсказки с отображением правильного ответа или учебного материала по теме вопроса.

При контроле знаний на экзамене (зачете) правильность ответа не отображается.

На этапе апробации макета ДИОР было произведено его размещение как в интернете с использованием хостинга на некотором сервере, так и в локальной вычислительной сети вуза – ИЭСЭТ.

В макете ДИОР сформированы следующие учебные ресурсы с соответствующими комплексами вопросов для самоконтроля и проведения зачетов и экзаменов:

-   психология труда;

-   инженерная психология и эргономика;

-   организационная культура;

-   управление человеческими ресурсами.

В процессе апробации макета ДИОР использовались различные режимы контроля знаний:

-   контроль знаний с применением макета использовался только на экзамене;

-   обучаемые использовали макет только для самоконтроля;

-   обучаемые знакомились со всеми вопросами (для самоконтроля и контроля на экзамене).

По результатам апробации макета в части контроля знаний можно сделать следующие замечания:

-   использование на этапе обучения автоматизированной системы генерирования вопросов для самоконтроля повышает качество знаний;

-   использование на тапе обучения вопросов для экзаменов целесообразно при значительном количестве вопросов (более 50);

-   при использовании на экзамене большого числа вопросов (более 100) целесообразно иметь вариант их разделения по темам с возможностью использования самоконтроля по темам с последующим переходом к самоконтролю по всему курсу.

Разработанный макет ДИОР является открытым и позволяет добавлять в информационный ресурс обучения новые курсы с детализацией по темам.

Исходными данными при этом являются:

  1. перечень тем курса;
  2. система гипертекстовых файлов обучения по темам в формате HTML, сгруппированных в один каталог (папку), с соответствующими графическими и мультимедийными файлами(причем в гипертекстовых файлах должны приводиться ссылки на графические файлы с указанием относительных путей для их размещения).
  3. каталог вопросов с указанием темы курса, текста вопроса, вариантов ответа, правильного ответа, типа вариантов ответа (одно- или многовариантный);
  4. система гипертекстовых файлов вопросов в формате HTML, сгруппированных в один каталог (папку), с соответствующими графическими и мультимедийными файлами (причем в гипертекстовых файлах должны приводиться ссылки на графические файлы с указанием относительных путей для их размещения).
  5. наименование группы обучаемых и список обучаемых с указанием пароля доступа.

Организация ДИОР позволяет включать в состав информационного обеспечения курсы произвольной тематической направленности. В частности, на этапе апробации были сформированы:

-   система вопросов по курсу внутренних болезней (более 400 вопросов), которые используются в медицинских вузах;

-   обучающий ресурс по географическим информационным системам (ГИС);

-   система вопросов для проведения этапа тестирования Тверской региональной межвузовской олимпиады «Информационные технологии в географии, геоэкологии, геодезии и кадастре»

Одним из направлений дальнейшего развития макета ДИОР может быть комплексное исследование межрегиональных технологий дистанционного образования в системе повышения квалификации по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации человеко-машинных комплексов. Межрегиональный характер исследований объясняется минимальным количеством вузов, в которых производится преподавание по данному направлению (Москва, Тверь, Санкт-Петербург).

В рамках данного направления могут быть разработаны информационные ресурсы по следующим курсам [5]:

- «Методы и средства адаптации специалистов к производственной среде»;

- «Основы медицинской эргономики. Работоспособность и профессиональное здоровье операторов»;

- «Эргономика и управление качеством, сертификация и стандартизация»;

- «Анализ и проектирование групповой деятельности операторов»;

- «Человеко-компьютерное взаимодействие»;

- «Человеко-ориентированные технологии создания и эргономической экспертизы автоматизированных систем»;

- «Управление человеческими ресурсами в эргатических системах»;

- «Методы профессионального отбора специалистов»;

- «Системный анализ и моделирование эргатических систем»;

- «Математические методы обработки экспериментальных исследований в эргономике»;

- «Методы и средства построения и оценки эффективности автоматизированных обучающих систем»;

- «Эргономические требования к эргатическим системам»;

- «Организационные эргатические системы»;

- «Деловое профессиональное обучение в трудовой и управленческой деятельности».

Таким образом, можно отметить успешную апробацию макета дистанционного информационно-образовательного ресурса психолого-эргономической направленности в ТГТУ и ИЭСЭТ.

Во-первых, использование макета ДИОР позволило расширить возможности в части обучения.

Во-вторых, использование автоматизированного самоконтроля и контроля знаний повысило качество обучения.

В-третьих, создание и апробация макета является основой для наполнения системы информационными ресурсами и ее расширенного применения на межрегиональном уровне, в том числе в системе повышения квалификации.

Переход на двух уровневое обучение резко осложнил процесс подготовки специалистов (инженеров – эргономистов).

Для выхода из создавшейся ситуации, в целях сохранения подготовки высококвалифицированных эргономистов в ЛЭТИ был предпринят ряд следующих шагов:

1. Принято решение  о продолжение подготовки эргономистов на кафедре биомедицинской электроники и охраны среды в качестве магистерского профиля;

2. Достигнута договоренность о некотором изначальном отделении эргономистов от бакалавров по основному направлению кафедры;

3. Для тех бакалавров, которые в будущем будут продолжать обучение в магистратуре по профилю «Эргономика»,  скорректирован учебный план первого года обучения (V и VI семестры) за счет замены двух специальных предметов курсами «Основы физиологии, биомеханики и гигиены труда» и «Ведение в эргономику»;

4. Студенты, выразившие желание после II курса обучаться эргономике, в своем заявлении на бакалаврскую подготовку указывают этот факт и, в будущем, после получения степени бакалавра по биомедицинской инженерии, продолжают обучение в магистратуре по профилю «Эргономика».

Трудности, обусловленные резким переходом на двухуровневую подготовку эргономистов и отсутствием административного ресурса, преодолеваются за счет перераспределения и мобилизации внутренних ресурсов университета, которых надолго не хватит. Этим вопросом необходимо заниматься в государственном масштабе [7].

Результатом исследований является:

- результаты системного анализа проблем состояния региональных образовательных технологий  психолого-эргономической направленности;

- предложения по развитию региональной системы образования психолого-эргономической направленности с учетом местных факторов и с использованием средств дистанционного образования;

- макет ресурса дистанционного образования психолого-эргономической направленности c созданием электронной библиотеки и подсистемы контроля (и самоконтроля) уровня знаний с помощью электронного тестирования;

- апробация макета средств дистанционного образования на межвузовском уровне.

Предложения по внедрению и использованию результатов:

- продолжение практической апробации макета ДИОР в учебных процессах Тверских, Московских и Санкт-Петербургских вузах;

- расширение перечня учебно-методических комплексов, адаптированных для макета;

- разработка по заказу вузов полноценной системы дистанционного образования на основе макета.

Перспективы дальнейших исследований заключаются:

- в развитии средств учета данных мониторинга обучения и промежуточного контроля знаний;

- в проведении системного анализа существующей системы подготовки специалистов эргономической направленности, достаточности таких специалистов в стране, разработке предложений по совершенствованию системы подготовки  с использованием методов и средств дистанционного образования, как в основном учебном процессе, так и в системе повышения квалификации, выполнить макетирование и межвузовскую апробацию.

Данные по апробации исследований:

- VII международная конференция «Психология и эргономика: единство теории и практики», Тверь, 2009г. – 2 доклада;

- всероссийской конференции Общества «Знание» России, 2010г. – доклад.

Данные по публикациям:

- три статьи в журнале «Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики», 2009г.

- две статьи в журнале «Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики», 2010г.

Данные по результатам исследований, размещенным в интернете:

- статьи с результатами исследований размещены на сайте http://eLibrary.ru с доступом для зарегистрированных пользователей;

- макет системы дистанционного образования размещен в интернете с доступом для зарегистрированных пользователей (регистрация производится в рамках учебного процесса и в тестовом режиме по обращениям на e-Mail).

 

Литература

 

  1. Голубев А.А. Психология обучения. Гражданское образование. Нравственный психологический вектор // ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2007-№ 3/2.
  2. Голубев А.А., Голубев А.А. Системный анализ существующей региональной системы подготовки специалистов психолого-эргономической  направленности // ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2009-№ 2.
  3. Голубев А.А., Голубев А.А. Обоснование предложений по направлениям региональной системы подготовки специалистов психолого-эргономической направленности// ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2009-№ 4.
  4. Голубев А.А, Голубев А.А. Предложения по совершенствованию системы регионального образования по направлению «психология и эргономика» на основе расширенного использования образовательных ресурсов, формируемых и апробируемых в вузах. // ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2010-№ 2.
  5. Львов В.М., Щекотилов В.Г. Практика апробации макета дистанционного информационно-образовательного ресурса психолого-эргономической направленности. // ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2010-№ 3.
  6. Львов В.М., Щекотилов В.Г., Говор М.Р., Серебряков П.А. Разработка макета системы дистанционного информационно-образовательного ресурса психолого-эргономической направленн  ости // ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2009-№ 4.
  7. Падерно П.И. Обучение эргономике: специальность-профиль (проблемы в Санкт- Петербурге (СПбГЭТУ) и пути их решения// ЧФ: Проблемы психологии  и эргономики, Тверь.-2009-№ 4.

 

Summary

Updating methods of regional education system in the line of  “Psychology and Ergonomics” on the basis of comprehensive educational resources which are generated and evaluated in universities of region are reviewed in this article.


Posted in Новости | Tagged , , | Leave a comment

Оставить комментарий